Рейтинг@Mail.ru
Ленарчич: ОБСЕ следит за политической реформой в России - РИА Новости, 26.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ленарчич: ОБСЕ следит за политической реформой в России

Читать ria.ru в
Дзен
Директор Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) Янез Ленарчич в интервью РИА Новости заявил, что организация готова наблюдать за местными выборами в России и дать официальную оценку закону об ужесточении наказаний за нарушения при проведении митингов и демонстраций, если соответствующие запросы будет направлены российскими властями.

ВЕНА, 25 июн - РИА Новости, Андрей Золотов. Директор Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) Янез Ленарчич заявил, что организация готова наблюдать за местными выборами в России и дать официальную оценку закону об ужесточении наказаний за нарушения при проведении митингов и демонстраций, если соответствующие запросы будет направлены российскими властями. Дипломат оценил отношения между этой международной организацией и Российской Федерацией как "двойственную картину" - эффективное взаимодействие с соответствующими властями России в сочетании с необоснованной, по его мнению, критикой БДИПЧ российскими политиками.

Ленарчич дал интервью РИА Новости в кулуарах проходящей в Вене конференции "Дни безопасности" (Security Days). 

- Господин Ленарчич, в настоящее время в России проходит политическая реформа, в результате которой политическая активность смещается в направлении региональных и местных выборов. Собирается ли ОБСЕ наблюдать за местными выборами в РФ?

 - Мы внимательно следим за попытками политической реформы в России. Есть вдохновляющие сдвиги, например изменения регистрации партий и кандидатов, а также в отношении местных выборов, и в частности, выборов губернаторов. Это направления, которые соответствуют нашим рекомендациям.

Конечно, список наших рекомендаций гораздо больше, и мы надеемся, что Российская Федерация и ее власти продолжат взаимодействовать с нами по вопросу этих рекомендаций и по другим реформам.

В том, что касается местных выборов, мы рассматриваем приглашения быть наблюдателями на всех выборах, включая местные. Так что если Российская Федерация решит пригласить нас наблюдать за местными выборами, мы рассмотрим этот вопрос чрезвычайно внимательно и доброжелательно. Однако у нашего бюро ограниченные возможности и приоритетом для нас являются национальные выборы. Так что мы наблюдаем за местными выборами только тогда, когда нас приглашают и когда у нас есть достаточные ресурсы.

- Но таких приглашений пока не поступало?

- От Российской Федерации приглашений наблюдать за местными выборами не поступало. Мы регулярно получаем приглашения от Центральной избирательной комиссии отправить представителей не в качестве наблюдателей, а в качестве экспертов, чтобы посмотреть, как организованы выборы. Мы направляли в последние годы экспертов в регионы РФ, но это были один-два человека, так что это не было наблюдательной миссией.

Хотел бы также прояснить один пункт. Государства-члены ОБСЕ приняли на себя обязательство приглашать наше бюро наблюдать за выборами. Так что это обязательство. Однако многие государства-члены ОБСЕ интерпретируют это обязательство как относящееся только к национальным выборам. Некоторые государства-члены - такие, как Грузия и Албания - приглашали нас также наблюдать за местными выборами. Помимо уже названных условий - наличия приглашения и ресурсов, я бы добавил еще и третье условие - понимание полезности таких выборов для движения страны в направлении политических реформ.

- В начале июня в России был принят закон, ужесточающий наказания за нарушения при проведении митингов, демонстраций и других  общественных собраний. Этот закон вызвал большую дискуссию, в ходе которой стороны активно апеллировали к зарубежному опыту. На ваш взгляд, соответствует ли этот новый закон европейским нормам, как их видит ОБСЕ?

- Я хотел бы сразу подчеркнуть, что свобода собраний - одна из фундаментальных свобод, и все государства-члены ОБСЕ, включая Россию, приняли на себя обязательство полностью уважать эту фундаментальную свободу. Конечно, некоторые ограничения иногда нужны. Но правила ОБСЕ также очень четко уточняют, какие ограничения приемлемы и соответствуют демократическим нормам. Эти ограничения должны быть в первую очередь пропорциональными. Принцип пропорциональности необходимо уважать. И в этой связи есть озабоченность, что недавние изменения в законодательстве Российской Федерации могут привести к возможным наказаниям и штрафам, которые кажутся непропорциональными. Есть большой вопрос, соответствуют ли недавние изменения принципу пропорциональности.

- А пропорциональными чему должны быть эти ограничения?

- Пропорциональными нанесенному ущербу. Штраф или наказание должны быть пропорциональны причиненному вреду, они не должны быть чересчур драконовскими. То есть если разбито оконное стекло, то нельзя за это посадить человека на десять лет. Также нельзя бить демонстрантов просто за то, что они наступили на газон. Я бы даже сказал, что разбитые окна лучше, чем поломанные кости.

В дополнение к принципу пропорциональности, который, на мой взгляд, не был полностью соблюден в данном случае, есть также принцип необходимости. Этот принцип говорит о том, что ограничения возможны лишь настолько, насколько они необходимы в демократическом обществе. Это означает, что чью-то свободу можно ограничивать лишь затем, чтобы предоставить такую же свободу другому. То есть целью ограничений может быть только эффективное осуществление данного фундаментального права. Любой закон, связанный с ограничениями, должен внимательно проверяться на соответствие этим принципам.

Мы не изучали внимательно недавние изменения в российском законодательстве. Но мы готовы предоставить наше юридическое заключение, если российские власти таковое запросят.

- То есть вы пока опираетесь в отношении этого закона только на сообщения СМИ?

- Не только на сообщения СМИ, но также и на заявления властей, заявления других участников политического процесса, представителей гражданского общества. Мы не говорим на основании слухов. Мы внимательно следим за заявлениями разных участников политического процесса, мы читали фрагменты законодательства. Но для того, чтобы предоставить полное и исчерпывающее экспертное  заключение, нам нужен запрос российских властей, и мы с удовольствием предоставим такое экспертное юридическое заключение. Мы это делаем регулярно для разных стран, которые запрашивают у нас такое заключение по любому законодательному акту, который имеет отношение к фундаментальным правам и свободам.

- Как бы вы могли в целом охарактеризовать отношения России и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ?

- Здесь двойственная картина. Вдохновляет то, что в практических вопросах сотрудничество между Бюро и российскими властями очень хорошее. Мы наблюдали как за думскими, так и за президентскими выборами. Наше сотрудничество с соответствующими российскими властями, в частности, с ЦИК России, очень хорошее. Мы предоставляли окончательные доклады по обоим выборам, и реакция российских властей была, на мой взгляд, разумной. В общем и целом с нашей оценкой были согласны, хотя были и возражения, что абсолютно нормально. Недавно председатель ЦИК по нашему приглашению посетил БДИПЧ в Варшаве, где мы обсудили наши доклады. Он также вручил нам комментарии, подготовленные ЦИК. Есть взаимодействие в духе сотрудничества, которое идет хорошо.

С другой стороны, в области политических деклараций мы по-прежнему встречаем критику и недоверие, которые, как мы надеялись, можно было к настоящему времени и преодолеть. Например, типичной критикой, которую мы слышим из России на политическом уровне, является то, что мы применяем двойные стандарты. Что мы работаем на Востоке, но не на Западе. Я хотел бы сказать, что такая критика не имеет под собой достаточных оснований.

Во-первых, это неправда, что мы работаем только на Востоке. Мы также работаем и на Западе.  Например, вы затронули вопрос о свободе собраний. Мы  озабочены не только ситуацией в России. Я направил аналогичные письма в Канаду, где, как Вы знаете, были демонстрации в Квебеке, которые вызвали странную реакцию правительства, принявшего законодательство - да, временное - но, на наш взгляд, вводящее совершенно непропорциональные ограничения.

Аналогичным образом мы внимательно следили за движением "Occupy" в Соединенных Штатах.  Мы осуществляем нашу деятельность везде. Мы также наблюдаем за выборами везде. В этом году мы планируем организовать очень большую миссию наблюдения за выборами в США, куда мы направляем 100 долгосрочных наблюдателей, не считая краткосрочных.  В России у нас было только 40 долгосрочных наблюдателей. Такие наблюдатели присутствуют в стране от четырех до шести недель, а иногда и дольше, и они наблюдают над гораздо большим спектром избирательной деятельности, чем краткосрочные наблюдатели, которые приезжают только на день выборов.

Я вижу в России преувеличенное отношение к численности наблюдателей: "Почему вы направляете к нам так много, а к другим так мало?". Это зависит от числа краткосрочных наблюдателей, которые обычно увеличивают общее число наблюдателей. Но они следят только за днем выборов, а день выборов - не единственная часть выборов. Наблюдатели на длительный срок следят за работой СМИ на выборах, избирательными кампаниями, их финансами.

Я хотел бы надеяться, что эти обвинения исчезнут. У нас нет предвзятости по отношению к Востоку или по отношению к России. Посмотрите на меня - кто я, с Востока или с Запада? Я - словенец. Для кого-то я с Востока Европы, для кого-то - с Запада. Я хотел бы быть представителем Восточной Европы на Западе и Западной Европы на Востоке.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала