Анатолий Абрамов, заместитель мэра Томска по экономике и финансам
"Давайте рассмотрим замену пассажирских автобусов. До 2004 года по 100-150 машин в год менялось. Потом – спад. К 2010-2010 годам поменялись 10 машин из существующих 800. После 2004 года начался рост жалоб, что кондукторов нет, вместо водителей – хамы в трусах и майке с сигаретой. Это говорит о том, что экономика здесь стала нездоровой.
Мы стали анализировать – почему? Они говорят – поднимите тариф. Анализ показал, что тариф должен регулярно подниматься, в рамках инфляционного процесса. Но мы пришли к выводу, что первое – система потеряла управляемость: нигде в РФ такого нет, чтобы было 650 перевозчиков. Везде сколько маршрутов – столько перевозчиков. Этот принцип позволяет наладить дисциплину. Поэтому мы говорим перевозчикам – давайте объединяться. Давайте мы будем к этому стремиться, изменим нормативное регулирование и сделаем это обязательным. Тогда мы готовы доработать договор, в данном случае муниципалитет выполняет роль заказчика от всех томских пассажиров. Заказчик заключает договор с перевозчиком. Давайте в этом договоре пропишем все обязательные качества. Мы очень серьезно в прошлом году поработали над договором, чтобы убрать оттуда субъективизм, который позволял бы по-разному толковать. В два раза объем сократился. Еще принципиальный момент – чтобы было прозрачно, нужно делать открытую конкурсную систему.
Одна из больших составляющих – маршрутная сеть. Процесс ее модернизации вечен. Город развивается, микрорайоны строятся. Это приводит к необходимости изменений. Анализ показал, что у нас где-то пусто, а где-то густо. Посмотрите, сколько маршрутов на проспекте Ленина. В то же время построена улица Клюева – маршрут всего один. Исторически так сложилось, что транспорт шел по проспекту Ленина. Но сегодня его там много, в результате – пробки, рост числа ДТП. А людям, которым надо с Авангарда попасть на площадь Южную – им не надо ехать через проспект Ленина, а другого маршрута нет. Затем мы просчитали – по единой методике - себестоиомость проезда на каждом маршруте. И мы получили разброс от 8 до 26 рублей. Это говорит о том что длина маршрута и другие показатели не усреднены. Одни сверхрентабельны, другие сверхубыточны. И наша задача - сделать экономику маршрута равномерной, чтобы бизнес смог нормально работать.
Еще одна проблема – три года усилий городской администрации понадобилось, чтобы пролоббировать изменения областного закона и прекратить практику, когда межмуниципальные маршруты решались без согласования с Томском. В городе сложилась какая-то маршрутная сеть, и вдруг, не спрашивая, областной комитет по транспорту проводит мероприятия по увеличению межмуниципальных маршрутов, как хочет, и делает небольшой маршрут для пригородных автобусов по городу. Вообще-то везде с пригородов люди едут до автовокзала, там пересаживаются и идут дальше. Так мало того, что эти маршруты несистемно дублируют существующие, так они еще и не всегда в пригород выезжают, а ездят только по Томску.
Поэтому мы сказали, что изменения тарифа ни к чему не приведет. Необходимо навести порядок в организации маршрутной сети. И только потом говорить – давайте посчитаем, сколько это стоит.
Мы раздали перевозчикам новую схему. Они должны еще раз посмотреть ее и сделать предложения. Маршрутники не хотят вырастать из коротких штанишек. Они вообще многие ничего не хотят".