Поздно вечером 20 июня 2011 года пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", совершавший чартерный рейс из Москвы в Петрозаводск (Республика Карелия), разбился при заходе на посадку в 700 метрах от взлетно посадочной полосы (ВВП) аэропорта Петрозаводска.
На борту находились 52 человека, из них 44 погибли при крушении, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.
В соответствии с расписанием 20 июня 2011 года должен был выполняться регулярный рейс по маршруту Домодедово-Петрозаводск-Домодедово на воздушном судне CRJ-100/200 авиакомпанией ЗАО АК "РусЛайн". Однако по причине большого пассажиропотока компания "РусЛайн" была вынуждена отменить регулярный рейс. Вместо данного рейса выполнялся чартерный рейс на самолете Ту-134 авиакомпанией "РусЭйр", специализирующейся на чартерных VIP перевозках.
Самолет Ту 134 вылетел из Домодедово (Москва) в 22.30 мск и должен был приземлиться в аэропорту Бесовец города Петрозаводска в 00.04 мск.
В условиях плохой видимости при заходе на посадку на высоте 150 метров и на расстоянии три километра от взлетно-посадочной полосы (ВПП) аэродрома Петрозаводска самолет пересек заданную траекторию снижения, для дальнейшего выдерживания которой требовалось, чтобы экипаж установил вертикальную скорость снижения равной четырем метрам в секунду, но этого сделано не было. При дальнейшем снижении самолет начал уклоняться вправо и ниже заданной траектории снижения и аварийно сел на трассу Петрозаводск Суоярви.
При посадке на скорости около 290 километров в час самолет задел деревья по обочинам дороги и накренился на правый борт. Пролетев еще 510 метров, лайнер столкнулся с бруствером дороги практически в перевернутом положении (крен более 90 градусов), разрушился и загорелся. При движении самолет повредил деревья на участке протяженностью около 500 метров, разорвал линию электропередачи.
Пожар, возникший на месте остановки самолета, привел к уничтожению большей части обшивки фюзеляжа и полному выгоранию пассажирского салона самолета. Фрагменты самолета разбросало почти на 300 метров.
На борту воздушного судна находилось 43 пассажира (из них детей в возрасте от двух до двенадцати лет – пять человек), четыре члена летного экипажа, три бортпроводника, два авиатехника.
Среди пассажиров на борту находились один гражданин Швеции, один гражданин Нидерландов, двое граждан Украины. Также самолетом летела семья из четырех человек, имеющих двойное гражданство России и США. Остальные пассажиры жители различных регионов России: 12 жители Москвы, четыре Московской области, пять города Петрозаводска, четыре других районов Карелии. Кроме того, на борту были россияне из Самары (один человек), Южно Сахалинска (три человека), Томска (один человек), Омска (один человек), Волгограда (один человек), Иваново (один человек) и Нижнего Новгорода (один человек).
Хроника аварии
В 23.40 диспетчер аэродрома увидел, что погасли огни ВПП и дал команду экипажу об уходе на второй круг (погасание огней ВПП было связано с разрушением ЛЭП падающим самолетом).
С 23.40 до 23.45 диспетчер вызывал экипаж по всем имеющимся каналам связи.
В 23.45 он объявил сигнал "Тревога" аварийно-спасательной команде аэропорта. Так как диспетчер не знал о месте падения самолета, то он дал команду всем быть в готовности.
Первыми свидетелями трагедии оказались водители машин, ехавшие в это время по трассе Петрозаводск Суоярви, и жители близлежащего дачного поселка. Самолет упал всего в 200 метрах от жилых домов. В первые минуты дачники сами вытаскивали пассажиров из горящего самолета.
В 23.51 первый заместитель генерального директора позвонил в службу противопожарного и аварийно спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта и сообщил о месте падения самолета.
В 23.52 диспетчер командно диспетчерского пункта направил аварийно-спасательные расчеты к месту авиационного происшествия.
21 июня в 00.02 к месту катастрофы прибыли расчёты аварийно-спасательной команды аэропорта.
В 01.39 стало известно, что по факту жесткой посадки в Карелии самолета Ту 134 Северо-западным управлением на транспорте Следственного комитета РФ было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), предусматривающей максимальное наказание сроком до семи лет.
В 03.18 СМИ сообщили, что уголовное дело по факту жесткой посадки самолета Ту 134 в Карелии будет расследовать Главное следственное управление Следственного комитета (ГСУ СК) РФ. На место происшествия из Москвы вылетела следственная группа.
В 03.29 стало известно, что по распоряжению министра транспорта РФ Игоря Левитина по данному происшествию создана оперативная группа, в которую вошли представители Росавиации и Ространснадзора, возглавил группу Валерий Окулов. В состав группы также вошел глава Росавиации Александр Нерадько.
В 03.41 СМИ сообщили о том, что на месте катастрофы Ту 134 найдены оба "черных ящика". В 05.02 СМИ сообщили, что в районе аэропорта Петрозаводска на месте крушения самолета Ту-134 задействована группировка из сотрудников МЧС РФ и других правоохранительных и силовых структур в количестве 137 человек, 42 единицы техники, в том числе от МЧС России 53 человека и 17 единиц техники.
В 05.28 в город Петрозаводск вылетел самолет Ил-76 МЧС России со спасателями Федерального государственного учреждения (ФГУ) "Центроспас", психологами Государственного учреждения "Центр экстренной психологической помощи" (ГУ ЦЭПП) МЧС России, специалистами Всероссийского центра медицины катастроф (ВЦМК) "Защита", представителями средств массовой информации.
В 06.39 самолет МЧС России прибыл в Петрозаводск. На борту к месту трагедии прибыли 15 врачей отряда "Центроспас" и пять психологов.
В 07.19 СМИ сообщили, что тела первых четырех человек, погибших при катастрофе Ту 134 под Петрозаводском, отправлены в городские морги.
Восемь выживших в катастрофе, среди которых один ребенок, находившиеся в крайне тяжелом состоянии, были доставлены в больницы Петрозаводска.
Позднее пятеро из них были транспортированы на лечение в московские больницы.
Администрация Петрозаводского городского округа отменила праздничные мероприятия в рамках дня города, которые были запланированы с 22 по 25 июня, и что траурные мероприятия в память о погибших в авиакатастрофе пройдут в Петрозаводске 25 июня.
Глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин прибыл на место крушения Ту 134 в Карелии для координации действий следственно оперативной группы.
В 13.47 стало известно, что глава Республики Карелии Андрей Нелидов подписал указ об объявлении траура в регионе с 22 по 24 июня.
Вице-премьер РФ Сергей Иванов сообщил, что семьи погибших в авиакатастрофе под Петрозаводском получат материальную помощь в размере 3 миллионов рублей каждая. Власти Карелии пообещали выделить семьям погибших по миллиону рублей. А оставшуюся до 3 миллионов сумму, то есть 2 миллиона рублей, в соответствии с новым российским законодательством, выплатит авиакомпания
В 16.52 поисково-спасательные работы на месте катастрофы были завершены, тела всех погибших доставлены в морг Петрозаводска.
В ночь на 22 июня 2011 года один из пострадавших десятилетний мальчик умер в больнице. Он находился в крайне тяжелом состоянии. По словам врачей, у него были тяжелые ожоговые травмы.
23 июня руководство МЧС России наградило медалями, памятными часами и формой МЧС девятерых жителей Карелии и троих пожарных, участвовавших в спасении пострадавших в авиакатастрофе под Петрозаводском. Семеро из них награждены медалями "За отвагу на пожаре", пятеро "За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации".
24 июня скончалась еще одна пострадавшая – молодая девушка. У нее были очень тяжелые травмы, ожоги более 60% тела.
26 июня скончался третий пострадавший при крушении Ту 134 в Карелии. Число жертв авиакатастрофы достигло 47.
27 июня стало известно, что родственники опознали всех погибших при крушении самолета Ту 134 в Карелии.
29 августа пресс служба правительства Республики Карелия сообщила, что министерство здравоохранения и социального развития Карелии завершило выплату материальной помощи семьям погибших и пострадавшим в крушении Ту 134 под Петрозаводском, общая сумма выплат превысила 50 миллионов рублей, выделенных из республиканского бюджета. Единовременные материальные выплаты направлены на счета пострадавших и членов семей всех погибших в авиакатастрофе по 500 тысяч рублей и по одному миллиону рублей соответственно. В середине августа Минздравсоцразвития Карелии начало выплачивать семьям погибших и пострадавшим дополнительную материальную помощь за счет средств, поступивших на специальный банковский счет в виде пожертвований от граждан и организаций. Всего на этот счет поступило более 1,3 миллиона рублей. Каждая семья получит дополнительно по 15 тысяч рублей.
19 сентября 2011 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет о крушении Ту 134 под Петрозаводском.
Основной причиной катастрофы МАК считает непринятие экипажем самолета решения об уходе на второй круг при заходе на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов аэродрома. В отсутствие визуального контакта с огнями взлетно посадочной полосы экипаж производил посадку по спутниковой системе навигации GPS, без использования автоматического радиокомпаса (АРК). Кроме того, экипажу был предоставлен неправильный прогноз погоды в Петрозаводске, а штурман находился в состоянии легкого алкогольного опьянения, говорится в отчете МАК.
Одним из способствующих катастрофе факторов стало неудовлетворительное взаимодействие в экипаже и управление ресурсами (CRM) со стороны командира судна при выполнении захода на посадку, выразившееся в "подчинении деятельности командира воздушного судна штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления воздушного судна на конечном этапе аварийного полета", говорится в сообщении МАК.
8 февраля 2012 года СМИ сообщили, что стюардесса Юлия Скворцова, выжившая в авиакатастрофе Ту 134 под Петрозаводском, обратилась в Тверской суд Москвы с иском к авиакомпании "РусЭйр" и страховой компании, в которой она была застрахована как работник.
Скворцова просила суд взыскать с авиакомпании "Атлас Джет" (бывшая "РусЭйр") примерно 11 миллионов рублей, 3 миллиона из которых компенсация морального вреда, а с компании "Альфа Страхование" она требовала примерно 300 тысяч рублей.
Компания "Альфа страхование" и Скворцова заключили мировое соглашение, согласно которому ответчик обязался выплатить истцу 2 тысячи долларов. Суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу, исключив страховую компанию из числа ответчиков.
В апреле 2012 года Тверской суд Москвы назначил судебно медицинскую экспертизу, которая должна выяснить необходимость и стоимость лечения стюардессы Юлии Скворцовой, требующей с авиакомпании компенсацию медицинских расходов. На время проведения экспертизы рассмотрение дела было приостановлено.
В марте 2012 года СМИ сообщили, что на кладбище поселка Деревянка Прионежского района Карелии возводится часовня памяти погибших в авиакатастрофе 20 июня 2011 года. Средства на строительство часовни выделил бизнесмен Игорь Осипов, чья жена и дети погибли в тот день. Он же является инициатором возведения часовни. Все работы планируется завершить ко дню трагеди.
В начале июня 2012 года в аэропорту Бесовец под Петрозаводском начали устанавливать мемориальный комплекс памяти погибших при крушении Ту 134 в июне 2011 года. Сбор пожертвований на памятник начался через несколько дней после трагедии. В июле 2011 года в правительстве республики был создан наблюдательный совет, который курировал изготовление мемориала и координировал деятельность компаний, которые согласились помочь. Основные средства, по миллиону рублей, выделили МВД Карелии и ЗАО "Карелиянефтепродукт", жители республики собрали 218 тысяч рублей, 157 тысяч выделили различные организации и предприятия, еще 225 тысяч предоставили различные органы местного самоуправления и органы исполнительной власти республики. Таким образом, собрали 2,6 миллиона рублей. Еще около десятка компаний и индивидуальных предпринимателей согласились помочь в сооружении комплекса на безвозмездной основе.
Автором проекта мемориального комплекса стал карельский художник Александр Ким. По его замыслу, памятник будет состоять из трех частей: крыла самолета, взрыва от падения и стелы с символическим изображением 47 птиц, летящих в небо. Стела сделана из нержавеющей стали, а все остальные детали отлиты из чугуна.
Кроме самого памятника у мемориального комплекса установят чугунные плиты с именами всех жертв авиакатастрофы, прилегающую территорию облагородят газонами.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников