Рейтинг@Mail.ru
Эдуард Бояков: театр не терпит тандемов - РИА Новости, 19.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Эдуард Бояков: театр не терпит тандемов

Читать ria.ru в
Дзен

Руководитель театра "Практика" Эдуард Бояков уступит свой пост режиссеру и драматургу Ивану Вырыпаеву в апреле 2013 года, сообщила пресс-служба театра. Эдуард Бояков, основатель "Практики", продюсер и режиссер, рассказал РИА Новости, с чем связано это решение.

- Почему Вы приняли такое решение?

- Театр, который я придумал и создал семь лет назад, за это время стал художественным явлением, он состоялся. Я этим горжусь. "Практика" находится в хорошей творческой форме, но настал момент, когда нужно выбирать – продолжать развиваться эволюционным путем или дать этому развитию новый импульс. Я сознательно выбрал второе. Так я понимаю верность своему делу. Для меня это значит больше, чем собственный комфорт или удовлетворение продюсерских и режиссерских амбиций. Мне интересно создавать большие проекты, как это было с фестивалем "Золотая Маска" или с Пасхальным фестивалем. Но когда наступает момент выхода на проектную мощность, то мне хочется чего-то нового. Каким бы ни был прекрасным проект, я не должен превращаться в человека, который его обслуживает.

- То есть решение не связано ни с какими внешними обстоятельствами?

- Нет, это внутреннее решение и очень позитивное. Оно не связано ни с какими личными обстоятельствами, вопросами к себе или со сложной политической ситуацией, с отсутствием культурной политики в государстве, с невозможностью реформировать систему российского театра и так далее. Это все имеет место быть, но причина моего ухода не в этом.

- Почему выбор пал именно на Ивана Вырыпаева?

- Во-первых, Вырыпаев - крупнейший российский драматург. Его пьесы идут в десятках стран мира. Не буду перечислять театры и регалии. Лично я считаю его главным действующим лицом актуального российского театра. Во-вторых, Иван всегда был в "Практике". Он даже выступал на открытии театра 7 октября 2005 года, это был двадцатичетырехчасовой марафон. На нашей сцене игрались почти все его спектакли – вторая редакция "Кислорода", который начинался в Театре.doc, "Бытие № 2", "Июль", "Комедия", "Иллюзии". Присутствие Вырыпаева все эти годы очень много давало театру и лично мне. Я думаю, он сам тоже получил что-то важное, он это не раз подчеркивал, особенно последние годы.

Биография Ивана Вырыпаева >>

Конечно, ему будет сложно - каким бы "своим" человеком он ни был, он все же, в первую очередь, драматург и режиссер, он многого не знает изнутри. Ему сейчас понадобится много сил, чтобы понять, что такое театр "Практика". Несколько лет назад он помогал мне в должности арт-директора и тогда у него не получилось. Сейчас он сильно изменился, у него есть опыт жизни в другой стране. Помимо этого, он много работает в кино, а это всегда заставляет быть не только режиссером, но и отчасти продюсером, учит прислушиваться к партнерам, грамотно выстраивать деловые и человеческие отношения. Эти качества дают надежду, что у Вырыпаева все получится.

- Решение объявлено сейчас, а новый худрук приступит к выполнению обязанностей только в апреле 2013 года. Зачем эта отсрочка?

- Эти 10 месяцев нужны не только Вырыпаеву. Они нужны нашим коллегам, чтобы перестроиться. Разобраться со своими мотивами. Может кто-то не захочет работать с Вырыпаевым, с кем-то не захочет работать он. Кроме этого у Ивана должно быть время, когда бы он мог открыто и официально договариваться о будущем - с драматургами, режиссерами, художниками.

Процесс смены власти в театре не должен происходить так, как обычно у нас происходит - пришел новый худрук, и сразу "зачистка" - новая мебель в кабинете, новые фавориты, новый бухгалтер. Это очень знакомая и  пошлая ситуация.

Театральной отрасли вообще не хватает цивилизованности. И я надеюсь, что наш прецедент станет хорошим примером, полезным опытом для всех. Ведь во всем мире так и происходит, но у нас, за исключением небольшого круга специалистов, об этой практике никто не знает. Это практика всех больших фестивалей, оркестров, музеев, театров, институций. Должен быть период передачи власти, когда в коллектив приходит новый человек. Чем больше будет таких примеров, тем качественнее будут отношения внутри отрасли. Люди не должны чувствовать себя гастарбайтерами, которые сегодня ремонтируют одну квартиру, а через месяц их погонят на другой объект или просто рассчитают.

- Будет ли "Практика" как-то меняться при Вырыпаеве?

- Конечно, будет. Но это вопрос к Вырыпаеву уже. Мое мнение таково, что если организм здоровый, если лидер уверен в себе, то кардинальные шаги необязательны. Лидер своим присутствием и последовательностью своих действий меняет пространство вокруг себя, отнюдь не декларациями. Я советую Вырыпаеву не спешить. Момент рождения и формирования концепции уже пройден. Я уже не раз слышал от него, что главное - сохранять то, что есть, что уже построено. Сохранять многофигурную композицию, которую представляет собой сейчас "Практика". Что касается внутреннего наполнения, то тут, думаю, Иван привнесет много нового.

- Ваше присутствие в "Практике" после апреля 2013 года в какой-то форме предполагается?

- Возможно. Иван говорит, что рассчитывает на мою помощь. Но при этом очевидно, что вся власть будет принадлежать только ему, театр не терпит тандемов. Если я и буду участвовать в жизни "Практики" после апреля 2013 года, то как его помощник, как приглашенный режиссер или продюсер, призванный решить конкретную задачу.

- Чем будете заниматься?

- Не хотел бы пока говорить о своих планах на будущее. Есть "Политеатр", есть идеи других серьезных проектов. Внутреннего решения пока нет. Сейчас я чувствую себя счастливым человеком - в кои-то веки окажусь на рынке и смогу рассматривать предложения о работе. Сейчас хочу выдохнуть и вдохнуть свежий воздух, а там буду смотреть.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала