Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рачевский: ЕГЭ в России вошел в привычку

Выпускники российских школ на прошлой неделе сдали экзамены по географии и литературе - последние в расписании основной волны единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2012 года. Об основных перспективах развития такой системы оценки в интервью РИА Новости рассказал директор московского Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

Выпускники российских школ на прошлой неделе сдали экзамены по географии и литературе - последние в расписании основной волны единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2012 года. Об основных перспективах  развития такой системы оценки в интервью РИА Новости рассказал директор московского Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский.

- Ефим Лазаревич, чем ЕГЭ этого года отличается от экзаменов предыдущих лет?

- Для меня ключевое изменение 2012 года касается отношения к экзамену общества. ЕГЭ стал рутинной, привычной процедурой. Недавно я разговаривал с Любовью Духаниной, возглавляющей работу горячей линии Общественной палаты России по ЕГЭ. Если в прошлом году за сутки, в течение которых школьники по всей России сдавали русский язык, туда поступало несколько тысяч звонков, то сейчас - около ста. Мои собственные впечатления совпадают с этими данными. Люди успокоились, ЕГЭ вошел в привычку.

Другое важное изменение этого года: школьник, сдававший экзамен нечестно, получает право попробовать свои силы второй раз только через год, что для мальчиков может означать призыв в армию. Я знаю, что многие мои коллеги не согласны с такой постановкой вопроса, но я ее приветствую. Говорят, дети жульничают, потому что боятся. Я считаю, так можно и водителям разрешить ездить по встречной полосе на основании того, что они очень спешат.

Изменились контрольно-измерительные материалы (КИМ), особенно по гуманитарным дисциплинам. Задания стали более креативными. C каждым годом ЕГЭ все меньше походит на тест. Это хорошо.

В этом году, на мой взгляд, заметно меньше попыток фальсифицировать ЕГЭ. Я считаю, это связано с тем, что результаты экзамена наконец перестали быть критерием оценки работы главы субъекта федерации. Кроме того честности проведения экзамена способствует увеличение числа общественных наблюдателей. Еще один позитивный фактор - вторичный контроль вузов, повторяющих в первую сессию ЕГЭ и сравнивающих результаты.

Это не может не радовать: ведь школы, где возможны нарушения, перечеркивают все то, что учителя одиннадцать лет говорили детям о нравственности и культуре. О какой воспитательной роли образования можно говорить, если школа жульничает.

- Как вы считаете, каковы ближайшие задачи развития ЕГЭ? Что должно быть сделано уже к 2013 году?

- Ближайших задач три. Во-первых, необходимо наконец внедрить аудирование в экзамены по иностранному языку. Оборудование есть, специалисты есть, значит - вопрос в организации. Если такая задача будет поставлена всерьез, я думаю, ее решат.

Во-вторых, чтобы окончательно победить проблему нечестности, нужно улучшить техническое обеспечение проведения экзамена: поставить  точечные глушилки мобильных телефонов и усовершенствовать систему видеонаблюдения.

В-третьих, нужно ввести два уровня для всех ЕГЭ: базовый и профильный, чтобы будущие физики и будущие филологи не сдавали одинаковые экзамены по математике.

- Как вы видите дальнейшее развитие ЕГЭ, каким он станет через пять, семь лет?

- В будущем ЕГЭ должен стать такой же процедурой, как медицинская диагностика: не привязанной к возрасту испытуемых и определенному времени года. Пора отказываться от кампанейщины и приема вcех экзаменов в течение трех недель.

Проведение ЕГЭ должно быть отделено от школ, региональных органов управления образованием и системы Минобрнауки. Нужно развивать систему независимых центров, подчиненных Рособнардзору, которые будут круглый год принимать у граждан экзамены.

Я бы сделал так: любой гражданин в любой момент может прийти в такой центр и сдать ЕГЭ. Неважно, закончил человек уже школу или нет: уверен, среди девятиклассников есть те, кто может справиться с экзаменом по русскому языку. Если результат экзамена устраивает, то выпускник его предъявляет в вуз после того, как получит аттестат. Если не устраивает и человек хочет его улучшить - пожалуйста, но если в первый раз писать ЕГЭ нужно бесплатно, то за второй я бы назначил небольшую плату - процедура все же дорогая. На мой взгляд, так волнений, из-за которых дети пытаются списать, будет меньше.

- А как усовершенствовать олимпиады?

- Я считаю, что вузовские олимпиады нужно просто отменить и оставить только всероссийскую. Большинство вузовских олимпиад преследуют лишь одну цель: заполнить бюджетные места. Поэтому многие из них (за исключением олимпиад, которые проводит десяток-полтора лучших вузов) крайне низкого уровня. Принимать с совсем низкими ЕГЭ вроде стыдно, но студентов не хватает, и таких ребят проводят через олимпиады.

Что касается всероссийских олимпиад, я считаю, нужно разрешить школьникам сразу идти на муниципальные олимпиады, минуя уровень школы. Сейчас подготовка к олимпиадам становится предметом нелигитимного заработка: в школе учителя занимаются этим за плату от родителей и потом помогают своему ученику выйти на уровень муниципалитета. Прекратить это можно, убрав фильтр школьной олимпиады.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Рекомендуем
Начатый вовремя курс комплекса витаминов дает хороший шанс на осень без проблем с иммунитетом.
Кардиолог назвала самый полезный для сердца витамин
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала