МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. Солист Большого театра Николай Цискаридзе назвал хореографа и педагога Никиту Долгушина, скончавшегося в воскресенье на 74-м году жизни, уникальным артистом русского балета, эстетским танцовщиком и человеком со сложной судьбой.
"Никита Александрович был классическим танцовщиком, уникальным артистом. Он был очень предан балету, а балетная судьба была не очень добра к большому таланту", - сказал РИА Новости Цискаридзе, который танцевал в "Спящей красавице" в постановке Долгушина, гастролировал вместе с хореографом.
"С ним было очень интересно общаться. Я видел его и как танцовщика в "Жизели", на пике его карьеры. Я тогда еще был маленьким мальчиком и жил в Тбилиси. Он приезжал с гастролями", - рассказал собеседник агентства.
Цискаридзе отметил, что Долгушин всю жизнь был предан своему делу и даже свое 60-летие встретил на сцене. "Он и в последнее время выходил на сцену, но уже не в танцевальных, а в игровых ролях", - добавил танцовщик.
По его словам, балетная карьера Долгушина совпала с нелегким периодом истории Мариинского театра, в котором он служил многие годы. "Ему пришлось уйти из Мариинки. Потом он танцевал в Малиготе (Малом театре Санкт-Петербурга), и затем смог со сложностями вернуться обратно в Мариинку", - рассказал Цискаридзе.
Он отметил, что как педагог Долгушин был очень строгим. "Но мне очень повезло - со мной он всегда очень нежно общался, был внимательным. Многие удивлялись тому, что со мной он всегда был снисходительным", - поделился солист ГАБТ.
Говоря о заслугах Долгушина, Цискаридзе отметил, что он был одним из лучших исполнителей балета "Легенда о любви" и одним из главных Гамлетов на российской балетной сцене.
"Он отличался очень изысканным изящным сложением, выделяющимся на общем фоне во времена, когда в моде силовой танец. Он был эстетским танцовщиком", - пояснил собеседник агентства.
Долгушин окончил ЛАХУ имени А.Я. Вагановой. В Мариинском театре исполнил ведущие партии практически во всех классических балетах. Но в определенный момент, из-за неприятия современной хореографии руководством Мариинки, танцовщик ушел из театра. В 1961-1966 годах он был ведущим танцовщиком Новосибирского театра оперы и балета, где мог успешно экспериментировать, и где сотрудничал с Петром Гусевым, Юрием Григоровичем и другими известными хореографами.
В 1966-1968 годах работал в классическом ансамбле "Молодой балет" под руководством Игоря Моисеева. С 1968 года - в Ленинградском Малом театре.
В 1971 году поставил балет "Ромео и Джульетта", в котором сам исполнил партию Ромео.
С 1983 по 2001 годы Никита Долгушин заведовал кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В 1990-е годы был художественным руководителем Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской Консерватории.
В 1988 году ему присвоено звание Народного артиста СССР.
На протяжении нескольких последних лет работал репетитором солистов в Михайловском театре.
В 2007 году Долгушин выступил хореографом-постановщиком новой редакции балета "Жизель", показанной на сцене Михайловского театра.