МОСКВА, 7 июн - РИА Новости. Эксперты рабочей группы Совета при президенте по правам человека (СПЧ), анализировавшие новый закон о митингах, пришли к выводу, что закон не соответствует Конституции по порядку его принятия и содержанию его предписаний.
Кроме того, по мнению экспертов, он открывает "пространство для полного административного произвола", говорится в заключении на принятые Госдумой и Советом Федерации поправки, опубликованном на сайте СПЧ.
Госдума 5 июня приняла во втором и третьем чтениях закон, который ужесточает наказание за нарушения на митингах и регулирует вопросы их проведения, Совет Федерации одобрил его 6 июня. Документ поступил на подпись президенту России.
"Главный порок закона состоит в том, что он, по сути, предполагает криминализацию процедуры использования базового конституционного права - права собираться мирно", - говорится в заключении экспертов СПЧ.
Там отмечается, что наказания уголовного характера предусматриваются за совершение деяний, не получающих в нормах закона должной конкретизации.
Закон противоречит основополагающим принципам КоАП, УК, Трудового и Гражданского кодекса, а также руководящим принципам по свободе мирных собраний, подготовленным БДИПЧ ОБСЕ и венецианской комиссией Совета Европы, считают аналитики.
Они полагают, в частности, что увеличение максимального размера штрафа сверх пяти тысяч рублей приведет к смешению уголовной и административной ответственности. "Предлагаемое в законе повышение верхнего уровня размера административного штрафа на граждан до 300 тыс. рублей стирает различие между этими двумя (по КоАП и УК) принципиально важными видами наказания, тем самым нарушая общие принципы построения правовой системы Российской Федерации", - говорится в заключении.
Фактически поправки вводят уголовное наказание за административное правонарушение, отмечают авторы документа.
"Предлагаемые размеры штрафов явным образом несоразмерны имущественному положению большинства граждан Российской Федерации и установленному государством минимальному размеру оплаты труда", - говорят эксперты.
Они также отмечают, что понятие "нарушение установленного порядка организации либо проведения митинга" никак не конкретизировано, под этим понятием можно понимать самые разные действия, в том числе не представляющие общественной опасности.
Эксперты отмечают ряд других расплывчатых формулировок в законе.
Кроме того, у них вызывает возражения норма, расширяющая круг лиц, которые не могут быть организаторами публичного мероприятия, - тех, кто привлекался к административной ответственности за нарушения на митингах. Рабочая группа считает эту норму неэффективной, отмечает, что ограничение в правах должно рассматриваться как дополнительное наказание, что возможно лишь в судебном порядке, и что такое положение ведет к ущемлению прав и свобод граждан.
Авторы заключения предлагают предусмотреть нормы, определяющие статус наблюдателей на публичном мероприятии.
Также они считают необходимым исключить практику задержания участников таких собраний, в действиях которых отсутствует состав правонарушения, и предлагают решить вопрос с идентификацией сотрудников правоохранительных органов на митингах - обязать их носить специальные нагрудные знаки.