СОЧИ, 7 июн - РИА Новости. Фильм Александра Прошкина "Искупление", показанный в конкурсе "Кинотавра", призван вызвать тревогу у зрителя, заявил журналистам в четверг сам режиссер.
"Мои картины все связаны друг с другом: я пытаюсь понять, что с нами произошло в это проклятущее время, как мы изменились. За все то, что мы сами с собой натворили, так или иначе мы должны расплачиваться. В первую очередь - признать и принять покаяние", - сказал Прошкин.
Режисер добавил, что всю свою жизнь как раз и занимается этим покаянием.
"Хочу объяснить своему народу, как этот народ, тысячу лет ходив в церковь, мог в одночасье предать своих пастырей, жечь церкви и иконами накрывать кадки с капустой. Может, и война - последствие этого. Пока мы не придем к покаянию и внутренней договоренности, к внятной оценке того, что с нами произойдет, никакого будущего у нас нет", - заявил режиссер, добавив, что наша интеллигенция, в отличие от, к примеру, немецкой, такой работы не проделала.
Прошкин подчеркнул, что в картине "старается вербально не формулировать, про что фильм: фильм снимается ради того, чтобы возникло некое чувство тревоги, заставляющее каждого зрителя сформулировать развитие ситуации".
В "Искуплении", снятом по одноименному роману Фридриха Горенштейна, которого Прошкин считает "трагически недооцененным глубочайшим философом, докапывающимся до невероятных глубин", автор "Холодного лета 53 года" (1987) Прошкин вновь возвращается к проблемам сталинской эпохи: действие происходит в конце 1945 - начале 1946 года: принципиальная комсомолка Саша (Виктория Романенко) проклинает мать (Татьяна Яковенко), которая ворует с работы продукты и вдобавок крутит роман с фронтовиком (Андрей Панин), забыв погибшего мужа-летчика, Сашиного отца. Явившись в НКВД писать на мать донос, героиня встречает лейтенанта по имени Август (похожий на юного Алена Делона Риналь Мухаметов), который приехал на несколько дней - хоронить семью, убитую во время оккупации соседом и похороненную тут же во дворе. Дальнейшее развитие сюжета - размышление о том, как возможна ли жизнь после Холокоста.
Вместе с тем у него в картине есть прямо проговоренная линия, связанная с искуплением: "сосед, который совершил убийство, гниет в лагере. По странному, почти мистическому стечению обстоятельств, погибает его пятилетний сын. Сосед, который совершил убийство, гниет в лагере. И его мать, темное неграмотное существо, физиологически воспринимает связь преступлений мужа и гибели ребенка". Основная сюжетная линия менее прямолинейна, однако в итоге становится понятно, что героиня искупает свое вмешательство в судьбу матери вмешательством судьбы в жизнь ее возлюбленного.
"Но выход в том, что нужно поверить в свет. Свет должен быть, иначе - сплошная вальпургиева ночь", - отметил режиссер.
Прошкин также признался, что боится снимать кино собственно про войну, которую считает "глобальным, нечеловеческим несчастьем", а никак не основанием для ура-патриотизма, однако делает "картины с отзвуком войны".
"Запах несчастья этого времени я еще помню: голод, разруху, распадение семей. Почти ни одной семьи не сохранилось в прежнем виде", - сказал он.
72-летний режиссер признался, что участвует в конкурсе "Кинотавра" наряду с молодыми, так как это "единственная возможность засветить трудную картину", снятую на средства Фонда кино, "Роснефти" и "Сбербанка".