Рейтинг@Mail.ru
1812 год в зеркале литературы: "неприятель-вор-француз" - РИА Новости, 22.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

1812 год в зеркале литературы: "неприятель-вор-француз"

Читать ria.ru в
Дзен
Война 1812 года стала временем избавления русских от комплекса неполноценности, который наши предки много лет испытывали перед "европейским прогрессом". Символом этого прогресса выступала именно революционная Франция.

Дмитрий Бабич, РИА Новости

Война 1812 года стала временем избавления русских от комплекса неполноценности, который наши предки много лет испытывали перед "европейским прогрессом". Символом этого прогресса выступала именно революционная Франция.

К 1812 году французы на протяжении нескольких веков считались самой успешной нацией Европы, да и всего мира; им подражали, их брали гувернантами для детей; имидж французов был сравним с сегодняшним имиджем американцев. Тень восхищения порой мелькает и в самых патриотичных стихах. Вот строки из стихотворения Федора Глинки "Партизан Давыдов", посвященного знаменитому партизанскому вожаку – гусару Денису Давыдову:

Усач. Умом, пером остер он, как француз,
Но саблею французам страшен;
Он не дает топтать врагам несжатых пашен…
Идет за шумными французскими полками
И ловит их, как рыб, без невода руками.

Интересна литературная эволюция Пушкина. Если в стихах его молодости Наполеон предстает таинственной, романтичной фигурой, то в 1836 году, уже незадолго до своей гибели на дуэли, Пушкин пишет совсем другое по духу стихотворение "Была пора: наш праздник молодой…". В нем Пушкин сравнивает взявшего Париж Александра Первого с Агамемноном (согласно "Илиаде", царем, возглавившим коалицию греческих вождей при взятии Трои). Образ Наполеона дается тотчас же вслед за воспоминанием об Александре Первом как бы по контрасту:

…И нет его – и Русь оставил он,
Взнесенну им над миром изумленным,
И на скале изгнанником забвенным,
Всему чужой, угас Наполеон.

Все сословия России в те дни вдруг пронизали одни и те же чувства – сначала чувства тревоги за родину, потом – презрения и даже жалости к убегающему врагу, оказавшемуся безбожным и жестоким, но при этом довольно слабым и трусливым противником.

Француз вторгся в "срединные" русские земли, где  в течение десятков, а то и сотен лет перед тем не видели иностранцев. Как восприняли его русские люди? Конечно, образ врага оказался в известной степени мифологизирован, причем не только у неграмотных крестьян, но и у многих франкоговорящих дворян, судивших о "Буонапарте" и его полчищах по слухам или по рассказам напуганных французских эмигрантов-роялистов.

Тем не менее многие из этих мифов имеют в своей основе факты: в 1812 году оккупанты действительно часто занимались грабежами и расстрелами, а неуважение, которое "цивилизованные европейцы" проявляли к православной ветви христианства, казалось, подтверждало худшие слухи о безбожном характере французской нации и ее революции. Все это отразилось в русской литературе – естественно, на разных уровнях.

В народных песнях враг предстает этаким былинным супостатом, одновременно кичливым и глуповатым:

Разорена путь-дорожка от Можая до Москвы,-
Разорил-то путь-дорожку неприятель-вор-француз.
Разоривши путь-дорожку, во свою землю пошел,
Во свою землю пошел, ко Парижу подошел…
Стал он речи говорить, стал Париж-город хвалить:
"Ты Париж ли, Парижок, Париж славный городок!"
- Не хвалися, вор-француз, своим славным Парижом!
Как у нас ли во России есть получше города,
Есть получше, пославней, есть покраше, почестней…

Народный "вор-французик" - фигура комическая, но это не значит, что все россияне не рассматривали "лукавого галла" как достойного противника. Царские манифесты, которые писал за императора предвестник славянофильства, литератор-любитель Александр Семенович Шишков, переполнены грозных предупреждений о "соблазнах", которые несет с собой захватчик.

"Неприятель вступил в пределы Наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясти спокойствие Великой сей Державы… С лукавством в сердце и лестью на устах несет он вечные для нее цепи и оковы",- писал Шишков за государя в манифесте от 6 июля 1812 года. Из этого весьма литературного по форме манифеста страна, собственно, и узнала о войне. Легко заметить, что "высочайший заказчик" опасается измены своих подданных и заранее просит народ не поддаваться на вражескую пропаганду ("лесть на устах", "соблазны", могущие "потрясти спокойствие"). Впрочем, пропаганде Наполеона поддались лишь очень немногие из подданных Александра Первого – в основном недавно перешедшие под русский скипетр поляки.

Стихи образованных людей России той поры в целом повторяют ту схему, которой народные песни следуют с детской наивностью. "Французик" - умен и порой даже симпатичен, но, связавшись с богопротивной властью "антихриста" Наполеона, уничтожая храмы и памятники культуры, "французик" сам идет к своей гибели. Факты поругания храмов французскими войсками, которым еще памятен был период законодательно одобренного уничтожения королевских и церковных сокровищ во Франции в 1792-1793 году, зафиксированы не только в тогдашней России, но и в Италии, Австрии, в прирейнских немецких государствах. Так что Гаврила Романович Державин "рисовал с натуры", когда слабеющей рукой написал такой портрет безбожника Наполеона:

Открылась тайн священных дверь!
Исшед из бездн огромный зверь,
Дракон иль демон змеевидный…
И Бог сорвал с него свой луч:
Тогда средь  бурных, мрачных туч
Неистовой своей гордыни,
И домы благостыни
Смердя, своими надписьми,
А алтари – коньми
Он поругал. 

Увы, это исторический факт: не только в Кремле, но и, скажем, в захваченном ими в Испании королевском дворце Прадо французские войска устраивали конюшни. Какое-то время, сразу после революции 1917 года, подобные деяния в России считались чуть ли не прогрессивными. Но "гроза двенадцатого года" так прочно вошла в народную память, в том числе и литературную, что при всех режимах народ потихоньку все расставлял на свои места: захватчики и разрушители церквей теряли свой венец "носителей прогресса", а спасшие от них Россию, а потом и всю Европу земляки венчались неувядаемой славой.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала