31 мая исполняется 150 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова.
Выдающийся русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР Михаил Васильевич Нестеров родился 31 (19 по старому стилю) мая 1862 года в Уфе в религиозной купеческой семье. Его мать, Мария Нестерова, происходила из старинного рода Ростовцевых. Отец, Василий Нестеров, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.
До двенадцати лет Нестеров учился в Уфимской гимназии. В 1874 году будущий художник переехал в Москву, в 1874-1876 годах учился в реальном училище К.П. Воскресенского.
В 1876-1880 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди преподавателей училища были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов.
С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в проводившихся в училище ученических выставках. Его работы раннего периода, такие как "В снежки", "В ожидании поезда", "Жертва приятелей", "Домашний арест", "Знаток" и "Экзамен в сельской школе", были написаны в традициях русского передвижничества.
В 1881 году Нестеров, пребывающий в поисках своего художественного стиля, перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в Академию Художеств. Академия не оправдала надежд художника, и в 1883 году он вернулся в Москву. Вновь поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Михаил Нестеров попал в класс к Владимиру Маковскому.
В последние годы обучения в училище Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени "Прием послов", "Смерть Лжедмитрия", "Сбор на погорелый храм в Москве", "Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным".
В 1885 году за картину "Призвание М. Ф. Романова на царство" Нестеров получил звание свободного художника.
В 1889 году Нестеров предложил свою картину "Пустынник" на XVII передвижную выставку в Санкт-Петербурге. Еще до открытия на полотно обратил внимание Павел Третьяков и приобрел его для своей галереи. Картина стала одной из первых работ Нестерова, заявивших особый почерк художника. Тема ухода от мирской суеты в мир русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, стала одной из ключевых в его творчестве.
На полученные от Третьякова деньги Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Вернувшись на родину, художник поселился в деревне Комякино неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры. Там он начал работу над первым полотном в цикле картин, посвященных житию Сергия Радонежского, - "Видение отроку Варфоломею". Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году. Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. До конца жизни Нестеров считал "Видение отроку Варфоломею" лучшей своей картиной.
В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ "Рождество Христово".
В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
В 1899-1904 годах принимал участие в росписи церкви Александра Невского в Абастумани (Грузия).
В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины "Молчание", "Лисичка", "Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Мечтатели", "Соловки".
В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном "Святая Русь". Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.
В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.
В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы "Вечерний звон", "Схимник", "Тихие воды", "Старец".
В 1913-1914 годах Нестеров написал шесть великих образов для иконостаса Свято-Троицкого собора в Сумах (Украина) - Христоса, Богоматери, Троицы, Николы, архангелов Гавриила и Михаила.
В 1917 году художником была написана картина "Философы" - двойной портрет Павла Флоренского и Сергея Булгакова.
После революции 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему "Святой Руси", он написал такие картины, как "Молитва", "Мать Евпраксия", "У монастырской стены".
В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен - "Девушка у пруда", где изобразил свою дочь Наталью. Нестеров много писал своих родных и друзей – жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры. К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова - "Автопортрет в черном" и "Автопортрет в белой блузе". В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. За портрет академика Павлова живописец получил Сталинскую премию. В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея.
Последней работой художника стал пейзаж "Осень в деревне".
В последние годы жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием "Давние дни". Книга имела большой успех.
Скончался художник в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище.
Михаил Нестеров - обладатель Сталинской премии (1941), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
Художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1942).
Михаил Нестеров был дважды женат. Первая жена художника - Мария Мартыновская; в браке родилась дочь Ольга, однако спустя сутки после родов молодая мать умерла. Второй раз Нестеров женился на Екатерине Васильевой. Во втором браке появились на свет дочери Наталья и Анастасия и сын Алексей.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.