Рейтинг@Mail.ru
Кому к лицу "Золотая пальмовая ветвь" - РИА Новости, 27.05.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Кому к лицу "Золотая пальмовая ветвь"

© Фото : Личный архив Юрия ГладильщиковаЮрий Гладильщиков
Юрий Гладильщиков
Читать ria.ru в
Делать прогнозы, кто получит главные призы Каннского кинофестиваля – дело почти бессмысленное. Это в случае с "Оскаром", всё абсолютно ясно, потому что есть дающая ориентиры длинная предоскаровская гонка. А когда судьбу двадцати с лишним картин решает небольшое, то начинаются игры, в ход идут дипломатия и компромиссы. Сам редко, но заседал в разных жюри и знаю, что это такое. Бывало, мы с коллегами из России делали ставки на то, кто в этот раз в Канне победит. Не помню, чтобы хоть кто-то что-нибудь угадал.

Делать прогнозы, кто получит главные призы Каннского кинофестиваля – дело почти бессмысленное. Это в случае с "Оскаром", особенно в последние годы, всё абсолютно ясно, потому что есть дающая ориентиры длинная предоскаровская гонка. А когда судьбу двадцати с лишним картин решает небольшое жюри из – зачастую - прежде не знакомых друг с другом людей, то начинаются игры, в ход идут дипломатия и компромиссы. Сам редко, но заседал в разных жюри и знаю, что это такое. Бывало, мы с коллегами из России делали ставки на то, кто в этот раз в Канне победит. Не помню, чтобы хоть кто-то что-нибудь угадал.

Но общие расклады перед сегодняшней итоговой церемонией, которая начнется в 21.15 по московскому времени, а завершится примерно в 22.30 (когда и станет известен очередной триумфатор Канна) представить можно.

Посмотрите фотоленту: 22 главных фильма Каннского кинофестиваля >>

Сразу отыграем тему темных лошадок. Строго говоря, какой-то из главных призов может получить абсолютно любая конкурсная картина – в том числе из тех редких, о которых я не писал. Может – актуальная египетская мелодрама "После битвы" о человеке, который стал изгоем в обществе после того, как его заставили атаковать революционеров на каирской площади Тахрир (она средненькая по качеству, но любопытна как анализ постреволюционной жизни. Мне хотелось сделать в своих репортажах отдельную главку про фильмы о современном арабском и вообще мусульманском мире – их в разных программах Канна было немало, но репортажи и без того были гигантскими и она не уместилась).

Юсри Насралла: революция создает сексуальное напряжение >>

Может выиграть известный южнокорейский режиссер Hong Sangsoo (извините, не решаюсь транскрибировать корейские имена) с изящной, впрочем, мало кому понравившейся здесь картиной "В той стране" - в ней Изабель Юппер играет сразу три роли, трех француженок с одинаковым именем Анна, которые попадают в разные интересные истории на корейском курорте, а сами при этом (вот как все закручено) – персонажи новелл, сочиняемых студенткой киношколы.

Может – даже показанный лишь вчера фильм еще одного корейца с похожим именем Im Sang-Soo "Вкус денег", хотя все, и кажется без исключения, от него плюются и не понимают, как он вообще попал в конкурс: это словно бы пилотная серия роковой мыльной оперы, в которой молодой секретарь вынужден сделать выбор между своей богатой начальницей и ее дочерью.

С этим уточнением – собственно к делу.

Самый главный приз

По совести, "Золотая пальмовая ветвь" должна достаться Михаэлю Ханеке за "Любовь" - тогда он станет шестым в истории дважды обладателем главной каннской награды. Ханеке – абсолютный фаворит французской и один из двух фаворитов (наряду с Кристианом Муджиу) мировой прессы. Но мы уже говорили о том, что мнение прессы не всегда влияет на решение каннского жюри.

Эммануэль Рива: жизнь страшнее, чем фильм Ханеке >>

Если не Ханеке, то кто? По моему, хотя программа была сильной, есть лишь два достойных претендента: упомянутый Мунджиу (но он едва ли возьмет главный приз: молодой ишшо, чтобы второй раз становиться триумфатором Канна + его ругает французская пресса).

Кристиан Мунджиу: суть кино в течении времени >>

И Леос Каракс с фильмом Holy Motors, который настолько необычен, что многие в разговорах сходятся во мнении, что это не вполне фильм и даже больше, чем фильм: еще и цирк, перформанс – что угодно.

Каракс - француз, так что его победа устроила бы французскую прессу. Если прислушаться к ней, то вообще надо наградить только Ханеке (чей фильм, кстати, тоже является наполовину французским, снят на французском с французскими звездами) и ленты всех трех французских участников конкурса: Леоса Каракса, патриарха Алена Рене и Жака Одияра. Боюсь вот только, что президенту жюри Нанни Моретти, хотя он и человек левых взглядов, ближе традиционализм Одияра (снявшего, не устаю повторять, никак не великую картину "Ржавчина и кость"), нежели эксцентриада Каракса. А тут еще вчера стал переключать французские телеканалы, и там почти половина опрашиваемых уверенно прогнозирует: Одияр, Одияр! Черт, неужели?

Актерские призы

С ними уж точно никогда ничего в Канне не угадаешь. Хотя на сей раз есть по два очевидных кандидата на награды за лучшую мужскую и лучшую женскую роли: пара Эммануэль Рива и Жан-Луи Трентиньян из "Любви" Ханеке, Марион Котийар из "Ржавчины и кости" (она там как раз хороша) и Мадс Миккельсен из фильма Томаса Винтерберга "Охота". Разлучать пару Трентиньян-Рива, наградив одного и не наградив другого, странно. В фильме равно сильны оба. Но если дадут призы обоим актерам Ханеке, то не ужели присудят и ему самому? В Канне негласно стараются придерживаться правила: один фильм – один приз (впрочем, не всегда его выдерживают). Что до Котийар, то если ее наградят, то боюсь, это не удовлетворит честолюбивого, обладающего в кино-Франции большим влиянием Одияра. И придется отстегнуть ему что-то еще.

Остальные важные награды

Остальных – четыре: считающийся поощрительным приз жюри, приз за сценарий, приз за режиссуру и второй по ценности после "Золотой пальмовой ветви" Гран-при жюри. Заранее понятно, что жюри не хватит наград, чтобы охватить все хорошие картины (даже если оно – а это обычно случается – разделит какую-то награду на двоих). Призов – четыре, а претендентов, на мой субъективный вкус, смотрите сколько: Мунджиу (которому главный приз, скорее всего, не дадут), Винтерберг, замечательный Кен Лоуч с "Долей ангелов", скандальный Ульрих Зайдль с "Раем: любовью", наш Сергей Лозница (как вы уже наверняка знаете, получивший вчера приз ФИПРЕССИ – федерации мировой кинопрессы), да в общем и Вальтер Саллеш с фильмом по Керуаку про поколение битников "В дороге".

Стоп! А что дать Караксу, если тому не достанется "Золотая пальмовая ветвь"? А как избавиться от Одияра, от которого не избавишься никак? Вообще еще раз подчеркнем: жюри не может позволить себе не разыграть французскую карту.

И есть еще одна карта, козырь из прежде чужой колоды, которая появилась именно на этом фестивале. Американское жанровое кино с обязательными выстрелами, но с этакими артистическими элементами. Прежде из режиссеров подобного направления Канн ценил только своего любимца Тарантино. А другие фильмы отправлял во внеконкурсные программы. Теперь же с учетом фильма открытия "Королевство полной луны", в котором, правда, в отличие от четырех других картин нет продырявленных тел, в конкурсе сразу пять таких американских картин. До вчерашнего дня сколько-нибудь реальную ставку делали только на одну – на Killing Them Softly, в нашем прокате "Ограбление казино" Эндрю Доминика. Но вчера показали фильм "Мад" (это имя персонажа) молодого режиссера Джеффа Николса с Мэттью Макконахи, Риз Уизерспун, Сэмом Шепардом и парой очень хороших пацанов – вообще прежде непредставимую в каннском конкурсе подростковую романтическую драму с загадками, помощью человеку, который прячется на речном острове от преследователей-убийц, змеиным укусом, опять-таки (куда без нее) эффектной перестрелкой и хэппи-эндом. Милое кино! Всем очень понравилось, включая ряд моих коллег из России. Легкое – такое только и смотреть под конец фестиваля, когда все устали. На сайте британского журнала Screen International фильму поставили сегодня высокую оценку 2,8.

Короче, американцы тоже что-то свое получат. Просто не могут не получить.

О том, кого из достойных жюри в ходе дискуссий и компромиссов решило проигнорировать, вы узнаете уже скоро.

Этот же мой текст-прогноз считайте комментарием к еще не объявленным итогам. Собственно, я уже все сказал. Еще одного комментария к результатам фестиваля от меня не ждите: выйдет повтор написанного, а у меня завтра сложный рейс домой с долгой пересадкой и переездом из одного аэропорта в другой.

Окончательные выводы о фестивале в формате, уже использованном в моем прошлогоднем каннском дневнике, надеюсь сделать во вторник: пять лучших фильмов фестиваля и пять его главных режиссеров-неудачников.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала