ДРЕЗДЕН, 26 мая - РИА Новости, Татьяна Фирсова. К юбилею знаменитой картины Рафаэля "Сикстинская Мадонна", которой в 2012 году исполняется 500 лет, мастера сделали новую раму, а искусствоведы подготовили выставку о жизни и творчестве великого художника. Экспозиция открывается в Дрездене в субботу в Галерее старых мастеров.
История картины
Полотно было создано итальянским живописцем Рафаэлем Санти в 1512-1513 годах для алтаря церкви монастыря святого Сикста в Пьяченце. Картина написана по заказу папы Юлия II, а почти через 240 лет в 1754 году для Дрезденской картинной галереи ее купил саксонский курфюрст Август III.
Пять историй о "Сикстинской Мадонне" >>
"За картину заплатили 25 тысяч эскудо, это были огромные деньги. Картины большого формата тогда покупали не дороже, чем за 1 тысячу эскудо", - рассказал журналистам накануне открытия выставки гендиректор Государственных художественных собраний Дрездена Хартвиг Фишер.
На полотне изображено явление Богоматери, несущей младенца Христа с небес в мир. Перед ней склоняются святой Сикст и святая Варвара, а ангелы в нижней части картины ждут начала мессы у алтаря.
"Почти 250 лет "Сикстинская Мадонна" оставалась неизвестной, и только с покупкой ее Дрезденом о ней узнала общественность", - сообщил, в свою очередь, хранитель итальянской живописи в галерее и куратор выставки Андреас Хеннинг.
На сегодняшний день полотно занимает центральное место в собрании Галереи старых мастеров.
Новое обрамление
К юбилею музей решил изготовить для картины новую раму. Работу выполнила мастерская Вернера Мюррера из Мюнхена. Оригинальной рамы не сохранилось, и после долгой дискуссии для образца была выбрана рама в виде балдахина, как для картины Лоренцо Коста из церкви Сан-Джованни в Болонье. Каждый элемент вырезан и покрыт позолотой вручную.
"Рама, в которой картина находилась до сих пор, была создана в 1950-е годы, после войны. К картине она просто не подходила. Новую раму делала команда примерно из десяти человек. Над ней все время работали два резчика и два позолотчика, все сделано вручную - точно так, как это делали 500 лет назад", - рассказал Мюррер РИА Новости.
Выставка
Выставка разделена на четыре раздела.
В первом ("Рафаэль в Риме") размещены картины, тематически и исторически связанные с "Сикстинской Мадонной", - "Донна Велата", "Мадонна Альдобрандини" и другие полотна.
Второй раздел выставки посвящен истории покупки картины и последующему поиску для нее в галерее наиболее подходящего места. На время выставки "Сикстинскую Мадонну" переместили в нижний зал галереи. В обычное время ее постоянное место - в конце анфилады комнат на втором этаже музея.
В этом разделе выставки экспонируется картина немецкого художника Адольфа фон Менцеля "Дорогу великому Рафаэлю", на которой изображается прибытие "Мадонны" в дрезденский музей. Переговоры о продаже картины шли два года и первоначально картину выставили в зале Дрезденского замка. Как гласит легенда, Август III сам отодвинул свой трон, чтобы свет лучше падал на картину, этот момент и изобразил Менцель.
В этом же разделе выставки можно увидеть документы, в частности свидетельство о покупке картины.
В двух других разделах рассказывается, как "Мадонна" Рафаэля стала легендой. Полотно вдохновляло фотографов и музыкантов на новые творения, а художники неоднократно ее копировали. Кроме того, мотивы картины постоянно используются в рекламных целях.
"Впервые ангелов с картины в качестве прообраза использовали в рекламе в 1890 году. Это была фабрика по переработке свиного жира с филиалами в Чикаго и Сент-Луисе", - рассказал Хеннинг. На рекламной открытке, которая тоже представлена на выставке, "ангелочки" изображены в виде поросят с крыльями.
Сейчас мотивы с картины - в основном это изображения ангелов - печатают на книгах, салфетках и туалетной бумаге, изображают на зонтиках и магнитах на холодильник.