В эти выходные Дрезденская картинная галерея открывает выставку, посвященную "дню рождения" одного из своих главных сокровищ - "Сикстинской Мадонны" Рафаэля. Уже пять столетий с полотна по белым облакам, словно с неба, спускается женщина в простой одежде и несет на руках младенца, а пара легкомысленных херувимов - героев всевозможных плакатов и открыток - поглядывает на них с нижнего края картины, облокотившись на раму. Некоторые искусствоведы, кстати, считают, что опираются ангелы на крышку гроба... "Сикстинская Мадонна" - символ эпохи Возрождения, его строгости и нежности, - за века, как и положено шедевру, успела обрасти своими тайнами - реальными и мнимыми.
1. Мадонна из Пьяченцы
За свою жизнь Рафаэль создал несколько десятков "Мадонн", написав первую, "Мадонну с младенцем", в 15 лет. С тех пор тема любви и самоотречения Богоматери стала одной из главных в творчестве мастера: первые, простые и лирические картины, создавались им не без влияния учителя - Перуджино, следующие - флорентийские - несли отпечаток живописи Леонардо, и, наконец, "Сикстинская Мадонна" - самая величественная и известная из всех, появилась в 1513-1514 годах, всего за несколько лет до смерти художника. "Сикстинскую Мадонну" Рафаэль писал по заказу Папы Римского Юлия II для монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Художник отправился туда, будучи признанным мастером, и, очевидно, понимал, что эта работа станет чем-то вроде итога его долгого творческого поиска.
"Сикстинская Мадонна" стала последней картиной, полностью написанной рукой Рафаэля без чьей-либо помощи, и едва ли не первой, с которой Мадонна словно спускается к зрителю и смотрит прямо в его глаза, в то время как на других работах взгляд Богоматери, как правило, отведен в сторону или сосредоточен на младенце.
Особенно прекрасно и величественно это выглядело в церковной обстановке, когда возвышавшаяся в пространстве Богоматерь с младенцем в окружении папы Сикста II и святой Варвары была видна задолго до того, как посетитель приближался к алтарю - в далекой перспективе храма.
2. Святые и натурщица
Ответа на вопрос о том, был ли у Рафаэля прототип при создании образа Мадонны, нет. Зато существует знаменитая легенда о возлюбленной и натурщице художника Форнарине, с которой его связывали долгие отношения. Ее художник изобразил на картинах "Форнарина" и "Донна Велата", многих своих фресках и, возможно, полотне для монастыря в Пьяченце. Считается, что свое прозвище - Форнарина - возлюбленная Рафаэля получила из-за того, что ее отец работал хлебопеком (forno - это печь), переехавшим из Сиены в Рим, а настоящее имя красавицы было Маргарита Лути. "Согласья нет" и по поводу того, была ли Форнарина верной возлюбленной гения или просто использовала его, чтобы устроить собственную жизнь, а версии того, что стало с красавицей после смерти художника, колеблются от ухода в монастырь до "карьеры" римской куртизанки.
Впрочем, образ Форнарины, возможно, и вовсе не имеет к "Сикстинской Мадонне" никакого отношения - в письме к другу Бальдассаре Кастильоне Рафаэль писал, что в создании образа совершенной женской красоты он руководствовался множеством впечатлений от разных красавиц.
А вот Святая Варвара справа и Сикст II, расположенный слева с тиарой у ног, персонажи реальные. Кстати, один из мифов о картине гласит, что Рафаэль изобразил римского епископа, жившего в третьем веке, шестипалым, то ли потому что ошибся, то ли решил обыграть таким странным образом имя епископа - Сикст (по-латыни - "шестой"). На самом же деле шестой палец - это внутренняя сторона ладони, а не палец, но чтобы убедиться в этом, нужно хорошенько приглядеться к картине, так правдоподобна эта иллюзия.
3. Дороже монаршьего трона
В 1754 году "Сикстинскую Мадонну" после двухлетних переговоров и за баснословные деньги - 20 000 цехинов - купил король Август III Саксонский и перевез ее в свою дрезденскую резиденцию, где та сразу стала звездой живописной коллекции. Если верить легенде, ради того, чтобы выгоднее расположить полотно, монарх передвинул свой трон.
4. Гений чистой красоты
Особенный, проницательный взгляд "Сикстинской Мадонны", делающий ее одновременно такой близкой зрителю и такой неземной, восхищал и современников, и следующие поколения. Исключение, пожалуй, составляет Лев Толстой, который обмолвился как-то, что "Мадонна Сикстинская: не вызывает никакого чувства, а только мучительное беспокойство о том, то ли я испытываю чувство, которое требуется". Совсем иначе думал Жуковский, который писал: "Час, который провел я перед этой Мадонною, принадлежит к счастливым часам жизни: вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошёл в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то трогательное чувство величия в неё входило; неизобразимое было для неё изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. Гений чистой красоты был с нею".
Так что фраза "гений чистой красоты", которую впоследствии Пушкин позаимствовал для своего знаменитого стихотворения, относится не только к Анне Петровне Керн, но и к ней - Сикстинской Мадонне.
5. Десять лет в Советском Союзе
Десять лет после Второй мировой войны вместе с другими шедеврами "Сикстинская Мадонна" находилась в Советском Союзе, в Музее изобразительных искусств. Дело в том, что перед крахом гитлеровцы прятали шедевры в сырых известняковых шахтах, менее всего подходящих для того, чтобы хранить там картины. После прихода советских войск солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров галереи, в одном из ящиков, в рамке, обитой войлоком, находилась "Мадонна". После реставрации, в 1955-м году, картина вернулась в Дрезден.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников