МОСКВА, 20 мая - РИА Новости, Анна Загородникова, Светлана Янкина. Акция "Ночь в музее" прошла в Москве традиционно в очередях, но без ажиотажа. В общей сложности в "Ночи в музее" в этом году приняли участие более 180 работающих до полуночи выставочных площадок Москвы, и разобраться, куда стоит ехать в первую очередь и как расставить приоритеты, оказалось сложным делом.
Двадцать мест и событий "Ночи в музее" в Москве >>
Погода обязывала вначале доехать до Парка Горького, ставшего особенно популярным в последнее время и к тому же присоединившегося к акции только в этом году. Гостей в парке собралось немало, но связано это было, скорее всего, не с двумя сценами - джазовой и академической, на которой среди прочих появился автор и исполнитель "Белой стрекозы любви" Николай Воронов. Большинство посетителей предпочли музыке пикники в тени сирени, прогулки по главной аллее, на которой стояли "живые скульптуры" в образе пионеров. Вокруг джазовой площадки людей оказалось не меньше, чем вокруг фонтана недалеко от входа в парк Горького.
Одним из центральных событий, проходивших в Парке Горького, стал концерт Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова в рамках фестиваля "Черешневый лес". На концерте, посвященном председателю попечительского совета фестиваля Олегу Янковскому, выступили оперные певцы Василий Ладюк, Сергей Радченко, Алексей Неклюдов и Дмитрий Трифонов.
Перед началом выступления случился казус. За несколько минут до концерта служба охраны перестала пускать людей на площадку, несмотря на то, что изначально все мероприятия "Черешневого леса" предполагают свободный вход. После того как несколько человек стали громко звать организаторов, их на территорию все-таки допустили, но спустя некоторое время ситуация повторилась.
"Вход был свободный, просто количество желающих было огромное, и когда площадка заполнилась, перестали пускать в целях безопасности за десять минут до начала концерта. Трансляция была на большом экране, поэтому слышать и видеть могли все посетители за пределами площадки", - объяснили РИА Новости организаторы концерта.
Через дорогу от Парка Горького в Центральном доме художника публика была увлечена спортивными мероприятиями. В холле ЦДХ расположился "Музей футбола". Хотя в экспозицию попали работы фотокорреспондента Александра Абазы из коллекции расположенного неподалеку от ЦДХ Центра фотографии имени братьев Люмьер и видеозаписи матчей сборных СССР и России, вечером он не привлек большого числа посетителей, как и показ фильма "Матч", начавшийся около восьми вечера. Вместо этого публика устремилась на организованный в парке "Музеон" по соседству с ЦДХ концерт Елены Буровой "Четыре газетных объявления" по произведениям репрессированного композитора Александра Мосолова.
У Третьяковской галерея на Крымском валу, где открылась экспозиция "Торжество Каиссы. Посвящение Марселю Дюшану", как и каждый год, даже около 22.00 стояла очередь, в этот раз небольшая. Чуть позже 23.00 двери закрыли, выдали последним счастливцам бесплатные билеты в кассе музея, за которыми также надо было отстоять очередь. На втором этаже Третьяковской галереи впечатлила одновременная игра в шахматы художников против международного гроссмейстера Марии Манаковой. Гроссмейстер переходила по кругу от одного художника к другому, и пока ее противники в течение продолжительного времени рассчитывали следующие ходы, Манакова наносила поражающий удар.
Один из участников мероприятия Андрей Строганов признался, что продержался в игре только 20 минут. "Я очень люблю шахматы. Хотя я продержался всего 20 минут, опыт оказался особенным, никогда раньше не играл с международным гроссмейстером. Многие художники вообще отказались прийти, решив, что сразу понятно, что это бессмысленно. И получилось так, что за эти два часа она сыграла еще и с желающими", - рассказал Cтроганов.
На "Винзаводе" в 22.30 начался показ фильма Веры Кричевской "Гражданин поэт. Прогон года" о небезызвестном проекте Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова и Андрея Васильева. В небольшом пространстве "Платформы" режиссера Кирилла Серебренникова не было свободных мест, а, по словам организаторов, все билеты были распроданы заранее. Документальным фильмом публика осталась довольна - аплодировала в конце показа стоя. Спустя несколько минут на сцену "Платформы" вышли авторы проекта "Гражданин поэт", и началась дискуссия, которая продлилась до часу ночи. Ефремов пришел бритым налысо, Быков предвещал политическую судьбу России, а Васильев с Серебренниковым шутили, изредка отвечая на вопросы зрителей.
После закрытия Третьяковской галереи часть публики направилась в центр современного искусства Artplay, на знаменитой крыше которого почти до трех ночи показывали премьеры короткометражек. Акция "Ночь в музее" на Нижней Сыромятнической улице оказалась менее всего привлекательна, что отчасти объяснялось соседством с центром современного искусства "Винзавод", программа которого закончилась в полночь, после чего на территорию центра не пускали. Вcе, кто пытался туда попасть после полуночи, сталкивались со стойким сопротивлением охраны, после чего уходили гулять дальше, в расположенный поблизости Artplay, где уже после 01.00 был аншлаг.
Одним из самых приметных действ "Ночи в музее" стало шествие художников по центру Москвы в рамках арт-проекта "Кочевой музей современного искусства", который прошел под эгидой Государственного центра современного искусства. Оно прошло вслед за инициированной писателями "Контрольной прогулкой" и "Поэтическими чтениями", однако его организаторы изначально заявляли об отсутствии какой бы то ни было политической подоплеки. Несмотря на это, в проект были включены некоторые объекты "на злобу дня", например, "Трон" Андрея Митенева, на который невозможно сесть, и "Тихая эмиграция" Олега и Ольги Татаринцевых с разноцветным чемоданом.
В процессии, растянувшейся на весь Рождественский бульвар, приняли участие несколько сотен человек, а порядок обеспечивал сотрудники правоохранительных органов. В целом все было похоже на парад, участники которого под барабанный ритм несли флаги и грабли - часть проекта "Зачистка" Олега Кошелеца, а также помогали художникам катить тележки, на которых были инсталляции.
Все прошло без эксцессов, и сокуратор "Кочевого музея современного искусства" Юрий Самодуров оценил его реализацию на "пять с плюсом".
Фотолента "Искусство на тележках: "кочевой музей" прокатился по бульварам Москвы" >>
Еще одним крайне популярным местом в "Ночь музеев" стал Московский музей современного искусства. Его многочисленных посетителей встречал лично директор музея Василий Церетели и сотрудник отдела выставок Алексей Новоселов.
Как рассказал РИА Новости Церетели, в этом году в их музей можно было попасть по предварительной регистрации на сайте акции "Ночь в музее".
"В прошлом году к нам пришло 6 тысяч человек, была большая очередь на Петровке, на этот раз благодаря регистрации все гораздо спокойнее", - отметил он.
Несмотря на это, ММСИ осаждали толпы желающих приобщиться к прекрасному и посмотреть основную экспозицию музея, которой занимался куратор программы "Эрмитаж 20/21" Дмитрий Озерков.