Проблемы, касающиеся работы российских визовых центров в зарубежных странах, впервые были озвучены на пресс-конференции в РИА Новости еще летом 2011 года. Спустя почти год корреспондент РИА.Туризм Вера Казанцева попросила генерального директора компании "Свой ТТ" Сергея Войтовича на примере Испании рассказать о том, как изменилась ситуация с выдачей российских виз иностранным гражданам.
- Как вы можете охарактеризовать текущую ситуацию с выдачей виз и что изменилось за прошедший год?
- Действительно, прошел год с момента пресс-конференции, когда мы обозначили наши проблемы, связанные с созданием и работой российского визового центра в Испании. За этот год ситуация ухудшилась.
Прежде всего, визовый центр не показал оптимальную работу и улучшение условий для получения российских туристических виз юридическими лицами, то есть туроператорами. Сроки удлинились из-за того, что визовый центр берет дополнительное время на обработку документов, прежде чем сдать их в консульство. Иногда это два, иногда три, а иногда и четыре дня.
Далее. Раньше некоторые туроператоры могли сдавать документы на визу напрямую в консульство. Теперь по распоряжению посольства, о чем говорится на его сайте, монопольное право на прием документов от юридических лиц на оформление туристических и иных виз в Россию предоставлено компании Twim Inversiones 2008. Воспользовавшись таким правом, эта компания с 1 апреля 2012 года лишила всех туроператоров каких-либо привилегий и скидок. Если раньше она предоставляла испанским туроператорам скидку в размере трех евро, то сейчас ее руководители посчитали, что это много, и решили, что им лучше зарабатывать дополнительные деньги.
Увеличился объем работы туроператоров по подготовке документов для подачи на визу. На сайте посольства появилась новая информация о том, что теперь все желающие получить визу в Россию должны заполнять визовую анкету в электронном виде, размещенную на портале консульского департамента МИД РФ, и только с этой визовой анкетой принимаются документы. Фактически теперь туроператор не просто собирает все документы, но и сам заполняет электронную анкету, отправляет все данные на сервер МИДа, который их обрабатывает и присваивает анкете номер. После чего туроператор приносит весь пакет документов в визовый центр, который просто передает их в консульство посольства РФ в Испании. За это он получает вознаграждение, которое иногда в два-три раза превышает тариф, установленный в испанском визовом центре в России, который, в отличие от российского визового центра в Испании, сам занимается заполнением документов.
- Какова была цель создания визовых центров за рубежом?
- Когда создавались визовые центры в России, идея была облегчить работу туроператоров и вообще упростить процедуру получения, например, испанской визы. Это задача выполнена, визовые центры состоялись. Теперь, с одной стороны, крупные туроператоры, которые и раньше были аккредитованы при консульстве, продолжают ходить и заносить документы на визу. С другой стороны, визовый центр разгрузил консульский отдел, и теперь шенгенскую визу можно получить в течение трех рабочих дней против 7-14 дней раньше.
При этом сама структура визы изменилась. Если раньше это была виза на срок пребывания, то теперь испанцы, как правило, выдают многократные визы от полугода до трех лет. Таким образом, идея создания визовых центров в России заключалась в следующем: индивидуальный туристический поток и небольшие турфирмы направить через визовый центр, сократив сроки оформления визы, а крупных туроператоров оставить в консульстве и не лишать их аккредитации.
Идея создания российских визовых центров за рубежом, мне кажется, состоит в том, чтобы обеспечить заработок создателей визовых центров и тех, кто лоббирует их создание, то есть заинтересованных чиновников МИД РФ.
Улучшения работы туроператоров за рубежом я не вижу, а точнее, даже наоборот - увеличились сроки. Причем формально сроки выросли на два дня: день приема документов в визовом центре и день выдачи готовых документов не считаются как дни оформления визы. Но у туроператоров, как и у визового центра и консульства, наступает высокий сезон, когда растет спрос на туры в Россию, и сроки оформления виз могут увеличиваться дополнительно, вплоть до недели.
Произошло достаточно большое увеличение стоимости оформления виз для туроператоров, которое составило 30 евро. Это означает, что растет стоимость туров в Россию. Кроме того, нужно говорить и о том, что издержки туроператора не снижаются, поскольку визовые центры, как и консульство, требуют подачи определенным образом заполненных документов. А теперь в обязанности туроператоров еще входит и оформление электронных визовых анкет. При этом возрос сбор за оформление, и увеличились сроки.
Поэтому идея создания визовых центров в России понятна. Задача организации российских визовых центров за границей тоже понятна, но она другая и преследует цель зарабатывания денег для их создателей и чиновников из МИДа.
- Что на данном этапе вы предлагаете сделать, чтобы облегчить работу испанских туроператоров и таким образом увеличить въездной турпоток в Россию?
- В марте текущего года бывший президент РФ и наш нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев дал поручение правительству до 1 июня 2012 года представить предложения об упрощении визового режима для туристов, собирающихся посетить Россию. Особенно, мне кажется, это касается виз для граждан США, Великобритании, а также стран Европейского сообщества, которые представляют для России главные туристические источники. Я считаю, нужно сделать три понимаемые вещи.
Первое - нужно аккредитовать в российских консульствах за рубежом тех туроператоров, которые отправляют иностранных туристов в Россию. Нужно дать им простой и свободный доступ в консульства и лишить монополии те визовые центры, которые уже действуют на территории стран Шенгенской зоны или будут открыты.
Второе - необходимо упростить все формальности по оформлению виз. Это касается самих документов. Сейчас гражданину ЕС для получения российской визы нужно представить пять документов: заполненную анкету из 24 пунктов, ваучер, подтверждение от туроператора, копию медицинской страховки, паспорт и фотографии. Я считаю, что количество этих документов можно сократить до трех - оставить паспорт и фото, ваучер или подтверждение от туроператора, и все. Потому что и ваучер, и подтверждение - это масло масляное, тем более в век интернета, в век технологии онлайн-бронирования гостиниц и туристических услуг дублировать одну и ту же бумагу - большая глупость. Не надо спрашивать с туристов и ксерокопию медицинской страховки. В анкете есть вопрос, ответив на который, нужно указать, есть ли у гражданина туристическая страховка, сообщив номер полиса и название страховой компании. Если консульство просит еще и ксерокопию этой страховки, ее первой страницы, а у многих европейцев имеются только пластиковые карточки, они не знают, где их договор десятилетней давности хранится, это означает, что консульство или МИД не доверяют указанной информации в анкете. Если человек подписался под анкетой, глупость просить еще документальное подтверждение этому, это просто бюрократия.
Я уже говорил, что анкета состоит из 24 пунктов, и многие из них вызывают улыбку или непонимание. Так, есть пункт, где нужно указать ФИО, но кроме этого еще есть требование сообщить клички и религиозные имена, по которым можно идентифицировать туриста. В анкете есть также пункт, где необходимо сообщить о родственниках, проживающих в России, их домашние адреса и телефоны. У меня в этой связи два вопроса: во-первых, родственники до какого колена должны быть указаны, а во-вторых, зачем МИДу для оформления туристической визы знать об этом.
Есть еще один непонятный пункт для туроператоров - указать пункты пребывания в России во время поездки. Например, будущий иностранный турист, который обычно заранее оформляет визу, хочет поехать в Москву и Питер, но потом, прочитав где-то про Золотое кольцо, решает, что ему необходимо съездить еще в Суздаль и Ярославль. И что теперь, после оформления визы в Москву и Питер он не может этого сделать?
То есть анкету, по моему мнению, можно сократить в три раза, причем достаточно легко.
И, наконец, третье, - для облегчения работы туроператоров нужно сделать прозрачными сроки оформления виз. Сейчас каждое консульство РФ, расположенное в зоне шенгенского пространства, устанавливает достаточно стандартные сроки, например, семь или 10 дней. Но, во-первых, консульство не гарантирует, что виза будет выдана именно в эти сроки, поскольку имеются высокие сезоны и наплыв обращений за визами. Во-вторых, устанавливая срок в семь или 10 дней, каждое консульство оговаривает, что речь идет о рабочих днях. Но, например, рабочие дни консульства в Мадриде - это понедельник, среда и пятница. Некоторые российские праздники считаются, а некоторые нет. День заноса документов на визу в понедельник иногда считается, иногда нет. Поэтому формально туроператору достаточно проблематично высчитать семь рабочих дней. Из-за этого они максимально далеко приостанавливают продажи туров в Россию, чтобы успеть оформить визу. А при наличии посредника в виде визового центра, которым в Испании, как я уже говорил, является Twim Inversiones 2008, остановка продаж происходит за месяц или полтора.
Еще раз резюмирую три основные вещи, которые необходимо изменить:
- сделать прозрачными сроки оформления виз, то есть если это семь дней, значит, это семь дней, если срочная виза за три дня, то это три дня;
- сократить количество документов для получения туристической визы, которое спрашивает консульство, и сократить визовую анкету;
- лишить монополии визовые центры, аккредитовав туроператоров при российских консульствах за рубежом.
- Почему российский туроператор "Свой ТТ" в данном случае защищает интересы зарубежных компаний?
- Как туроператор, принимающий туристов из-за рубежа в России, я заинтересован принимать их больше. В Испании мы работаем с несколькими туроператорами, например, с крупнейшей испанской компанией Оrizonia или туроператором "номер два" в Испании - Travelplan. Самое крупное испанское ретейловое агентство по продаже туров - Viajes El Corte Ingles - это тоже наш большой клиент. Поэтому в данный момент я говорю не от лица только одной фирмы, а от лица ряда туроператоров в Испании, которые испытывают трудности при оформлении туристических виз в Россию. Точнее будет даже сказать, что они не отправляют то количество туристов в РФ, которое бы хотели. Они теряют прибыль, мы теряем прибыль, а в конечном итоге в Россию не приезжают иностранные туристы и не оставляют здесь деньги.
- Ситуация с визовыми центрами в Испании характерна и для других шенгенских стран?
- Ситуация аналогичная, но стоит не так остро. В некоторых странах визовые центры уже открыты, где-то еще пока нет. Не везде визовые центры имеют монопольное положение, например, в недавно открывшемся визовом центре в Швеции. Но монопольное право имеет российский центр в Финляндии. Туроператорор TUI Scandinavia уже задумался о том, стоит ли наращивать турпоток в Россию или нет. Есть страны, где только планируется открытие визовых центров, к примеру, в Голландии.
Опыт работы визового центра в Испании, который был открыт первым, с точки зрения чиновников МИДа, получающих деньги, удачен, а с точки зрения условий работы туроператоров и развития въездного турпотока, отвратителен.
- Можно ли сказать, что открытие визовых центров привело к снижению турпотока в Россию?
- Однозначно. По моему мнению, турпоток из Испании в РФ снизился на 10-20%. Статистика получения туристических виз и реального посещения иностранцами России с туристическими целями разная. Так, прошлый год был перекрестным годом России в Испании и Испании в России, и много официальных делегаций в области культуры, выставочных мероприятий, бизнесменов посетило Россию с туристическими целями. А чистый турпоток, то есть число людей, которые приехали в Россию не для посещения выставок или переговоров, сократился на 10-20%, при всем том, что мировая туриндустрия в 2011 году выросла на 4%. Поэтому Россия в прошлом году недосчиталась 10-20% туристов из Испании. И такая тенденция продолжится и в этом году, но при выполнении инициативы Медведева она могла бы быть противоположной.
- Проблему работы визовых центров за рубежом вы подняли еще в прошлом году. Какова реакция властей на ваши обращения?
- После прошлогодней пресс-конференции я обращался также с открытым письмом в Ростуризм, отправил письмо директору консульского департамента МИД РФ Андрею Карлову. Из Ростуризма я не получил никакого ответа. Из консульского департамента я получил ответ в апреле текущего года от начальника отдела Сергея Шатуновского-Бюрно, который мне сообщил, что мое письмо рассматривается совместно с посольством РФ в Испании. Никакой другой реакции от чиновников из МИДа я не получал.
- В таком случае, что вы планируете еще делать, чтобы решить проблему?
- Эта не моя частная проблема, это проблема всего въездного туризма в Россию. Да, я заинтересован, чтобы через фирму "Свой ТТ" приезжало как можно больше иностранных туристов. От этого, среди прочего, зависит моя заработная плата. Но, по-моему, Россия заинтересована намного больше меня и тратит огромное количество денег на привлечение иностранных туристов. Я обращался за поддержкой в Российский союз туриндустрии, в Ассоциацию туроператоров России, в компанию "Курорты Северного Кавказа" и получил максимальную поддержку в каждой из этих организаций. Они поддерживают мою позицию в том, что визовые формальности нужно упрощать.
У нас есть договоренность с РСТ, что после 15 мая мы направим обращение аппарату правительства, обратимся в МИД РФ с совместными конкретными предложениями по выполнению инициативы президента РФ по упрощению порядка въезда на территорию РФ иностранных граждан, посещающих страну с целью туризма. Такой документ сейчас разрабатывается РСТ.
К сожалению, есть опасение, что чиновники будут противиться диалогу с туроператорами и будут изобретать новые возможности, чтобы оставить этот бизнес за собой. А оформление российских туристических виз ими рассматривается именно как бизнес.