Межрегиональный проект "Великая Волга" был запущен весной 2012 года и уже стал одним из самых масштабных в истории регионального туризма в России. На сегодняшний день он объединяет девять регионов - Самарскую, Ульяновскую, Нижегородскую, Пензенскую, Саратовскую области, республики Татарстан, Чувашия, Марий Эл, Башкортостан. Руководителями областей подписано соглашение в сфере туризма с целью выработки единой политики продвижения турпродукта и активного взаимодействия. Координатором этого соглашения в 2012 году была назначена Самарская область.
О межрегиональном туристском проекте РИА.Туризм рассказал руководитель департамента развития туризма министерства спорта, туризма и молодежной политики Самарской области Михаил Мальцев.
- Михаил Викторович, расскажите, куда потечет новая "Великая Волга"? Для каких целей разработан межрегиональный проект?
- Основная идея - по-новому посмотреть и оценить имеющиеся в Поволжье ресурсы. Мы видим их как единый организм, требующий не разделения, а интеграции усилий. Мы поняли, что в туристической отрасли выйти на общероссийский, а тем более международный уровень поодиночке почти нереально и очень затратно. Объединение регионов вокруг одного узнаваемого бренда "Волга" не только поможет снизить затраты на продвижение турпродукта, но и откроет перспективы для реализации их потенциала.
На сегодняшний день каждый регион сталкивается с ростом выездного турпотока, жители перестают рассматривать возможность отдыха на своей территории. Только в Самарской области ежегодный отток средств из экономики на направление выездного туризма составляет более 5 миллиардов рублей. Для того чтобы максимально реализовать тот экономический потенциал, который уже имеется в регионах, и ставятся задачи создать новый конкурентоспособный турпродукт на Волге.
- И как участники проекта собираются продвигать этот продукт, чтобы он смог уже в ближайшие годы вызвать интерес у потребителя?
- В регионах, которые участвуют в проекте "Великая Волга", проживает более 21 миллиона человек, что составляет 17% от всего населения России. Поэтому одной из первоочередных задач работы является стимулирование жителей этих регионов к туристическим поездкам, что по ряду направлений уже сегодня активно реализуется. Проводятся выставочно-презентационные мероприятия, выпускается совместная рекламная продукция - все, что в итоге будет работать на формирование узнаваемого бренда. Мероприятия проходят как в регионах, так и на общероссийском и зарубежном уровне при активной поддержке Ростуризма.
На сегодняшний день уже существуют межрегиональные маршруты, ориентированные прежде всего на речные круизы. С изменением в федеральном законодательстве российские водные пути теперь открыты для плавания судов под флагами иностранных государств. Для участников соглашения это направление становится стратегически важным. В связи с чем выявляется прямая необходимость создавать вдоль русла Волги соответствующую транспортную и туристскую инфраструктуру. Планируется активно использовать развитую железно дорожную инфраструктуру. Так, уже осенью РЖД планируют совместно с туроператорами запустить ряд специализированных туристических поездов. Кроме того, получают развитие и другие направления - автомобильные и автобусные туры, а также самостоятельные путешествия.
- Какую роль будет играть круизный туризм непосредственно для Самарской области?
- Самара является одним из центров речных круизов России. Ежегодно отсюда выходит по разным маршрутам более 16 теплоходов. В этом году на базе подведомственного министерству и государственного бюджетного учреждения Самарской области "Туристский информационный центр" был запущен в работу единый круизный call-центр, объединяющий предложения по всем теплоходам от шести самарских круизных компаний. В поддержку данного проекта была организована широкомасштабная рекламная кампания. В задачи справочного центра входит профессиональная консультация туристов по вопросам круизного отдыха - от наличия и стоимости билетов до помощи в выборе маршрута.
- "Великой Волге" нужно не только громкое имя, но и хорошая реклама...
- Конечно, на рекламу идет много средств. Прежде всего, участие в международных выставках единым стендом, как это было, например, на выставке "Интурмаркет-2012". Новый формат участия вызвал настоящую волну интереса у посетителей, а единая площадка, где регионы - участники соглашения презентовали свой туристский потенциал, стала настоящим украшением мероприятия. Выбранная технология оказалось одной из наиболее результативных в плане продвижения ресурсов, и в будущем мы планируем придерживаться данного формата.
Кроме того, Соглашение предусматривает проведение целенаправленной рекламно-информационной кампании в федеральных и региональных СМИ, издание совместной полиграфической продукции, организацию пресс-туров.
В середине июня состоится пресс-круиз при поддержке Ростуризма по маршруту Москва - Самара. Первое подобное мероприятие было организовано в прошлом году. Координатором данного события выступит министерство спорта, туризма и молодежной политики нашей области.
- Чтобы проект начал эффективно работать, нужно сотрудничество не только на уровне регионов, но и на уровне муниципалитетов?
- Эта работа уже ведется. Помимо регионов, соглашения о развитии туризма подписываются и на уровне муниципальных образований. Кроме того, национальные парки Поволжья объединились в ассоциацию с целью реализации своего потенциала, региональные туроператоры устанавливают взаимовыгодное сотрудничество. Все это говорит о правильно выбранных стратегических задачах, которые, в свою очередь, приведут к увеличению турпотока и финансовой отдаче. Проект наращивает свои масштабы - намерения присоединится к соглашению, высказывают еще несколько регионов. Доказательством того, что мы выбрали правильную стратегию, стало то, что три участника проекта "Великая Волга" - Казань, Нижний Новгород и Самара - вошли в десятку лучших туристических направлений России по версии TripAdvisor.
- Как вы оцениваете перспективы "Великой Волги"?
- Ключевым преимуществом "Великой Волги" является возможность реализации самых востребованных для жителей России направлений: пляжного, культурно-познавательного, делового, санаторно-курортного, круизного. Этому благоприятствует климат, сочетающий жаркое лето и снежную зиму, отличное транспортное сообщение с развитой железнодорожной сетью и международными аэропортами и неисчерпаемый ресурс Волги с ее пляжами и водными ресурсами. Главное, чтобы имеющийся потенциал регионов реализовался в крупных инвестиционных проектах, и тогда у "Великой Волги" будет такое же великое туристское будущее.