© Фото : Кадрия Агзамова15 мая в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника открылась новая экспозиция "Тагильский поднос". На выставке представлена коллекция лаковой живописи по металлу работ мастеров XIX, XX, начала XXI века из фондов Нижнетагильского музея заповедника "Горнозаводской Урал".
15 мая в Выставочном зале Елабужского государственного музея-заповедника открылась новая экспозиция "Тагильский поднос". На выставке представлена коллекция лаковой живописи по металлу работ мастеров XIX, XX, начала XXI века из фондов Нижнетагильского музея заповедника "Горнозаводской Урал".
© Фото : Кадрия Агзамова
1 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваВ России металлические подносы, как модный предмет интерьера, появились в 18 веке. Одной из причин вхождения в русский быт железных подносов, украшенных цветочной россыпью, было распространение традиций чаепития.
В России металлические подносы, как модный предмет интерьера, появились в 18 веке. Одной из причин вхождения в русский быт железных подносов, украшенных цветочной россыпью, было распространение традиций чаепития.
© Фото : Кадрия Агзамова
2 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваНижнетагильский музей-заповедник отметил в 2011 году две знаменательные даты: 265 лет тагильской лаковой живописи по металлу и свое 170-летие. Тагильские подносы были массивными и прямоугольными. Основные темы росписи- жанровые и цветочные композиции.
На фото: поднос с сюжетной росписью "Попугай и котенок". Ручная ковка, металл, масло, лак. Вторая половина XIX века.
На фото: поднос с сюжетной росписью "Попугай и котенок". Ручная ковка, металл, масло, лак. Вторая половина XIX века.
Нижнетагильский музей-заповедник отметил в 2011 году две знаменательные даты: 265 лет тагильской лаковой живописи по металлу и свое 170-летие. Тагильские подносы были массивными и прямоугольными. Основные темы росписи- жанровые и цветочные композиции.
На фото: поднос с сюжетной росписью "Попугай и котенок". Ручная ковка, металл, масло, лак. Вторая половина XIX века.
На фото: поднос с сюжетной росписью "Попугай и котенок". Ручная ковка, металл, масло, лак. Вторая половина XIX века.
© Фото : Кадрия Агзамова
3 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваДля изготовления подносных форм использовали два вида техники: клепку и ковку. Клепанные подносы собирали из нескольких деталей при помощи металлических клепок. Кованные отковывали специальными молотками из цельных листов железа по пять-шесть подносов.
На фото: образцы подносных форм.
На фото: образцы подносных форм.
Для изготовления подносных форм использовали два вида техники: клепку и ковку. Клепанные подносы собирали из нескольких деталей при помощи металлических клепок. Кованные отковывали специальными молотками из цельных листов железа по пять-шесть подносов.
На фото: образцы подносных форм.
На фото: образцы подносных форм.
© Фото : Кадрия Агзамова
4 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваВ Демидовской школе живописи тагильские мастера научились делать копии с западно-европейских гравюр. Не только скопировать гравюру на поднос, но и решить вопросы цвета, поскольку сами гравюры были черно-белыми. На фото: поднос с переводной картинкой "Беззаботное детство". Ручная ковка, просечка, металл, деколь, трафарет, масло, лак. Мастерская И. И. Кайгородова 1902 г.
В Демидовской школе живописи тагильские мастера научились делать копии с западно-европейских гравюр. Не только скопировать гравюру на поднос, но и решить вопросы цвета, поскольку сами гравюры были черно-белыми. На фото: поднос с переводной картинкой "Беззаботное детство". Ручная ковка, просечка, металл, деколь, трафарет, масло, лак. Мастерская И. И. Кайгородова 1902 г.
© Фото : Кадрия Агзамова
5 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваНа фото: работы мастера И. Г. Смыковой.
На фото: работы мастера И. Г. Смыковой.
© Фото : Кадрия Агзамова
6 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваЖивопись на металлических подносах, бытовых предметах с сюжетной и цветочной росписью имела большой спрос на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Подносы охотно приобретали купцы из Средней Азии, Ближнего Востока, Персии, Индии и Китая.
Живопись на металлических подносах, бытовых предметах с сюжетной и цветочной росписью имела большой спрос на Нижегородской и Ирбитской ярмарках. Подносы охотно приобретали купцы из Средней Азии, Ближнего Востока, Персии, Индии и Китая.
© Фото : Кадрия Агзамова
7 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваНа фото: работа И. Г. Смыковой - мастера сюжетов и композиций - на тему народного быта. Поднос "Дед Кузьма пришел жениться" (штамповка, металл, масло, лак, 1980 гг.).
На фото: работа И. Г. Смыковой - мастера сюжетов и композиций - на тему народного быта. Поднос "Дед Кузьма пришел жениться" (штамповка, металл, масло, лак, 1980 гг.).
© Фото : Кадрия Агзамова
8 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваЗавершилось открытие выставки "Тагильский поднос" мастер- классом, на котором все желающие могли поучиться оригинальной знаменитой тагильской технике махового письма, где на кисть берется одновременно цветная и белая краска и несколькими мазками достигается эффект объемного письма.
Завершилось открытие выставки "Тагильский поднос" мастер- классом, на котором все желающие могли поучиться оригинальной знаменитой тагильской технике махового письма, где на кисть берется одновременно цветная и белая краска и несколькими мазками достигается эффект объемного письма.
© Фото : Кадрия Агзамова
9 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваНа фото: зал выставки "Тагильский поднос".
На фото: зал выставки "Тагильский поднос".
© Фото : Кадрия Агзамова
10 из 11
© Фото : Кадрия АгзамоваНа фото: зал выставки "Тагильский поднос".
На фото: зал выставки "Тагильский поднос".
© Фото : Кадрия Агзамова
11 из 11