Динара Броневицкая, политолог, заместитель директора Группы компаний PR-СНГ, для РИА Новости.
Согласимся, простым обывателям в России, Казахстане, Белоруссии и далее везде, где правительства раздумывают над интеграционными процессами, глубоко безразлично, какие политические резоны лежат в основе этих процессов. Все мы хотим свободно передвигаться по бывшему СССР, хотим для своих детей возможности учиться-жениться в любой стране так называемого ближнего зарубежья. Хорошо бы еще не заморачиваться обменом национальной валюты. Вот, собственно, те проявления интеграции, которые сделали бы любого человека ее явным сторонником.
На только что прошедшем неформальном саммите СНГ лидеры ряда стран говорили о важности более тесного взаимодействия на евразийском пространстве. Но почему большинство живущих здесь, на этом пространстве, вовсе не торопится к объединению?
Вряд ли всерьез стоит беспокоиться о том, что в евразийском проекте заложена опасность восстановления Советского Союза. Добровольно загнать назад в СССР независимые ныне страны нет никакой возможности.
Зато есть один сильнейший повод к возврату – это шанс вернуться к комфортной культурной совместимости. Тут не поспоришь: мы смотрели один телевизор, читали одинаковые книги, в конце концов, нравится это теперь кому-то или нет, общались на одном языке. И с уходом одного-двух поколений это наше общее не выветривается. Но "сигнальная лампочка" уже загорелась.
Считается, что для того, чтобы окончательно состоялся языковой, культурный, ценностный разрыв населения одной империи, достаточно 40 лет. Половину из этого срока мы уже прожили.
У нас много говорят об экономическом взаимодействии и почти ничего – о гражданской интеграции. Подчас называются многомиллиардные энергетические, инфраструктурные и иные проекты в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Но даже близко не подошли хоть к какому-то малобюджетному проекту по восстановлению разорванного пространства человеческих связей. Нет нужды объяснять, что функция поддерживать их принадлежит в первую голову коммуникациям.
Парадокс: о значении информации в интеграционном процессе говорят на всех государственных уровнях. Но этим, как правило, и ограничиваются. Хуже того, многие высокие чиновники, отвечающие за интеграцию в странах – участницах объединений, отводят СМИ исключительно "освещающую" роль.
20 лет без СССР: анализ, комментарии, документы>>
Голый PR не сработает
До сих пор не сформулированы задачи информационного обеспечения деятельности интеграционных структур. Заострю вопрос до примитивности – что пиарить? Встречи на высшем уровне? Цифры товарооборота между странами таможенной тройки?
Вряд ли это производит впечатление на простых людей. Не помешало бы знать, что даст каждой стране, а еще лучше отдельной семье "свободное движение товаров и капиталов".
Нет хорошей "упаковки" для информации, необходимой общественности. Вместо этого в общем конъюнктурном потоке идет информационный мусор, который напоминает либо парадные реляции, либо примитивные бюрократические релизы о необходимости интеграции.
На самом деле не надо никого агитировать. Общественное сознание стран евразийского пространства вполне подготовлено.
По данным ВЦИОМ, за объединение с другими бывшими республиками СССР высказались 48% опрошенных россиян. В желании объединяться россияне не одиноки. Исследования, проведенные в тот же период (конец 2011 года) в Белоруссии, Киргизии, Азербайджане, Литве, выявили в этих странах схожие тенденции. Самое большое число сторонников идея интеграции, кстати, получила не в России, а в Киргизии и Белоруссии, 67% и 62% опрошенных соответственно.
По данным украинского социолога Евгения Копатько, стремление к интеграции присуще и жителям Украины – о проекте Единого экономического союза знают более 70% украинцев, и почти половина выступает "за". Проведенные исследования в Казахстане свидетельствуют, что сегодня более 85% казахстанцев связывают будущее своей страны с реализацией евразийской идеи.
При этом несбалансированность информационной политики может негативно повлиять на ожидания людей. Обыкновенные украинцы нынче сетуют, мол, им с утра до вечера из каждого источника, чуть ли не из утюга, долбят по голове, какие перспективы сулит Украине сотрудничество с Евросоюзом. И почти ничего не слышно – что даст украинцам участие в евразийской интеграции.
Аргументы сторонников Таможенного союза на Украине просто не доходят до рядовых граждан. В то же время Россия подается как основная причина всех экономических проблем Украины.
Противники ТС на Украине постоянно подчеркивают те минусы, с которыми столкнулись, к примеру, белорусы из-за введения норм общих таможенных тарифов (в первую очередь, это касается повышения ввозных пошлин на легковые автомобили и некоторые товары роскоши).
Однако нигде не упоминается, что именно членство в Таможенном союзе позволило Минску стабилизировать крайне сложную экономическую ситуацию. Оно же способствовало тому, что Белоруссия смогла резко нарастить экспорт своих товаров в Россию и Казахстан и получить льготные кредиты от антикризисного фонда ЕврАзЭС. Как следствие – зарплата в посткризисной Белоруссии почти на 30% превышает среднюю зарплату украинца при значительно более низких ценах на основные товары.
Посредством крайне агрессивной кампании в СМИ Украину заставляют отказаться от реальных преференций в рамках ТС в пользу неких мифических перспектив ассоциированного членства в ЕC.
Евразийству нужен эмоциональный заряд
Ограничиться одной простой целью – пиарить интеграцию – явно недостаточно. Вопрос значительно сложнее: как объединить усилия средств массовой информации, для начала хотя бы "на троих" – имеются в виду государства Таможенного союза.
"Интеграция – слишком важное дело, чтобы доверять его только политикам", – не раз говорил президент Казахстана Назарбаев. Пока же получается по Черномырдину: "как всегда". Верхи вроде бы что-то делают, а достойной поддержки внизу интеграция не имеет.
Продвижение положительного образа интеграционных евразийских проектов требуется не только в политических элитах, в экспертной среде, но, главным образом, на уровне тех самых простых обывателей, без поддержки которых, по сути, невозможна реализация даже самого заманчивого проекта.
Справедливо заметил казахстанский политик Баглан Майлыбаев, что теперь предстоит закрепить евразийскую идею по горизонтали. Он же утверждает, что евразийские процессы должны стать неотъемлемой частью интеллектуальной жизни наших стран – Казахстана, Белоруссии и России.
В данном случае не понадобится создавать какой-то специальный наднациональный орган. Нужна обыкновенная командная работа журналистов. И как инструмент – единая медиасреда, где не может быть отдельно российский, отдельно казахстанский, отдельно белорусский контент. Необходимо формировать общие смыслы, ценности и мотивы к объединению.
Заказ на такую продукцию очевиден. Прежде всего, на ТВ. К сожалению, ни на одном из российских каналов не припоминается ток-шоу, дискуссии на эту тему, на худой конец 10-минутного видеофильма об истории евразийства или о нынешних движениях на ее многокилометровой территории.
Идея должна овладеть не только умами. Но и сердцами. Евразийству требуется эмоциональный заряд.
Остается только сожалеть, что не планируется пока для Евразинтеграции канала типа "Евроньюс". Созданная в рамках СНГ межгосударственная телекомпания "МИР" пока не смогла выполнить возложенные на нее задачи – канал, мягко говоря, далеко не самый смотрибельный.
Речь вовсе не идет об обязательных массированных программах про ТС или ЕЭП. Нужны сюжеты в разных форматах о том, чем живут люди в наших странах, что их заботит, радует или пугает. Именно этот "человеческий" аспект работает на сближение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции