В конце апреля в России запущена мультиязычная социальная сеть dudu.com, которая, как считают ее создатели, благодаря встроенной системе машинного перевода позволит вовлечь в международное общение пользователей, не владеющих иностранными языками. О принципе работы ресурса и планах его развития РИА Новости рассказал генеральный директор dudu.com в России Ахмед Муртузалиев.
- В чем, по вашему мнению, уникальность dudu.com?
- Уникальность социального сервиса dudu.com - в абсолютно новых возможностях, которые дает пользователям разработанная компанией DUDU Communications система перевода. Она позволяет свободно общаться с собеседниками из других стран даже тем, кто не знает ни одного иностранного языка. Система не просто корректно переводит фразы с одного языка на другой, но и имеет возможность развиваться с течением времени.
- Чем вы планируете привлечь российского пользователя? Кто ваша целевая аудитория?
- Запуск dudu.com позволит вовлечь в международное общение российских пользователей, не владеющих иностранными языками. Эта аудитория достаточно велика - по данным опроса Левада-Центра 2008 года, лишь 15% россиян высоко оценивают свои знания иностранных языков. Причем, если в Москве на иностранных языках более или менее свободно говорит около трети жителей (35%), то в крупных и средних городах число таковых вдвое меньше (15-18%), а в сельской местности - меньше в пять раз (7%). С учетом роста в России числа пользователей интернета (55% населения в 2011 году, по данным ВЦИОМ) и расширения аудитории преимущественно за счет регионов, категория пользователей, не владеющих иностранными языками, сыграет значительную роль в росте сервиса dudu.com.
- То есть Вы рассчитываете в основном на пользователей - частных лиц?
- Отнюдь нет. Среди преимуществ dudu.com - широкие возможности для ведения бизнеса. На портале можно регистрировать страницы различных брендов, общественных деятелей, политиков и бизнесменов - их создатели получают доступ к международной аудитории. В настоящее время в Дубае, где социальный сервис был запущен первым, с dudu.com сотрудничают по разным направлениям десятки компаний, представляющих разные отрасли экономики. В их числе рекламное агентство Dotmena, медиакомпании Mediaquest и ITP, молодежная организация TCC, Университет Дубаи, провайдеры платежных систем Network International, медиа-агентство Creatine, радиостанция Star FM, event-агентство RED, издательский дом Joseph Group и другие. В Турции был подписан контракт с холдингом Cukurova Group, а в Индонезии партнером dudu.com стал холдинг Sulisto Group.
- Почему Вы называете dudu.com сервисом?
- Мы предпочитаем называться сервисом, потому что видим себя помощником для комфортного общения без границ. Сегодня dudu.com предлагает пользователям все привычные возможности и функции социальных сетей: добавление друзей, управление новостной лентой, загрузку фотографий и видео, публикацию статусов, геолокационные сервисы, игры, встроенные онлайн ТВ и радио, бесплатные мобильные приложения для iOS и Android, интеграцию с международными соцсетями и микроблогами. Уникальной особенностью сервиса является возможность общения в онлайн-режиме на родном для себя языке с жителями других стран. При этом система Dudu-Translate адаптируется к каждому пользователю, она учитывает предыдущее общение и тематики прошлых диалогов.
- В чем принципиальное отличие системы перевода Dudu-Translate от других онлайн-переводчиков?
- В отличие от основных современных систем, Dudu-Translate не фокусируется на статистическом и семантическом подходах к машинному переводу. Статистический метод требует больших синхронных текстовых массивов, которые отсутствуют для большинства языков. Для семантического подхода нужен лингвистический анализ словарных данных, что существенно замедляет разработку и не гарантирует качественного результата.
Система в каком-то смысле моделирует работу человеческого мозга и обладает обучаемостью, основанной на текстовых примерах и генерируемых правилах, которые распространяются на группу аналогичных фраз. Исключения из правил задаются непосредственно, вручную. Принципы обучения системы напоминают подход к изучению иностранных языков в средней школе. Корректировка перевода частотными фразами позволяет достичь качества, близкого к идеальному.
Преимущества данного подхода в том, что он требует небольших ресурсов и пригоден для построения систем машинного перевода для редких языков. Внутри нашего сервиса существует специальная программа, в которой лингвисты-носители описывают структуру родного языка. Благодаря этой программной среде у нас есть возможность составлять описание и структуру каждого добавляемого в систему языка и на ее основе формировать различные виды словарей, которые включают не только простые наборы слов, но и цельные языковые конструкции.
- Скольким языкам будет "обучен" сервис, планируется ли добавлять редкие языки?
- В мире существует около 7000 естественных языков, но выучить их все невозможно. Dudu устраняет языковые барьеры, позволяя людям, говорящим на разных языках, свободно общаться друг с другом. Система универсальна и рассчитана на планомерное внедрение большого числа языков, с перспективой включения всех языков мира. В стадии разработки перевод на такие языки как китайский, французский, итальянский, испанский, португальский, немецкий, хинди и многие другие. После запуска основных мировых языков мы также планируем ввести в проект региональные языки.
- Как dudu.com интегрирует свой сервис в местную культуру, будут ли специальные настройки для России и стран Восточной Европы?
- Обязательно! У нас очень строгая политика в отношении качества содержания сайта и нам важно учитывать возраст пользователя, местные порядки и законы. Кроме того, для разных регионов функционал dudu.com может существенно отличаться. К примеру, в арабском мире вскоре появятся легальные каталоги музыки и видео, а в России мы только начинаем переговоры по вопросам легального контента, который в будущем будет доступен для российских пользователей.
- Как решены вопросы обеспечения конфиденциальности и безопасности?
- Мы понимаем важность обеспечения безопасности и уделяем особое внимание защите личной информации пользователей. Для каждого пользователя предоставляются удобные настройки приватности, которые можно настроить под свои нужды. Таким образом, вся личная информация и фотографии, размещенные на dudu.com, максимально защищены от злоупотреблений. Кроме того, на сайте осуществляется строгий мониторинг контента (как автоматизированный, так и ручной) на предмет нежелательных сообщений, ведь мы заботимся о соблюдении законодательных норм в каждом регионе. В проекте задействована команда высококвалифицированных специалистов с большим опытом работы, в том числе и в области защиты сервисов от вирусов и спама.
- Сколько пользователей в России вы рассчитываете привлечь?
- Наш мультиязычный социальный сервис дебютировал в октябре 2011 года в Дубае. Всего за полгода работы в режиме альфа-тестирования на сайте dudu.com зарегистрировались около 3 миллионов пользователей, ежедневный прирост аудитории достигает 20 тысяч человек. Презентация русскоязычной версии сервиса состоялась 26 апреля. Мы рассчитываем, что до конца 2012 года российская аудитория превысит 10 миллионов пользователей.