С.-ПЕТЕРБУРГ, 14 мая - РИА Новости. Особняк Нарышкиных в Петербурге, где в середине марта был обнаружен клад, было бы целесообразным превратить в музей и именно там экспонировать эти вещи, полагает президент ГМЗ "Петергоф" Вадим Знаменов.
В конце марта при проведении реставрационных работ в особняке Нарышкиных на улице Чайковского в Петербурге рабочие обнаружили ранее неизвестное помещение между вторым и третьим этажами здания, где находилось множество старинных серебряных предметов, в основном кухонной утвари, уникальная находка из более чем 2 тысяч предметов заняла почти 40 коробок, ящиков и кофров. В настоящее время завершена инвентаризация клада, известно, что он перевезен в Константиновский дворец на временное хранение. Дальнейшая его судьба пока не определена, неизвестно и то, когда его сможет увидеть широкая публика.
"Было бы замечательно - оставить его на месте, превратить особняк в музей (полностью или частично - ред.)... Клад - это само по себе интересно, а показать его именно в тех интерьерах, чтобы люди увидели потайную комнату, мерцание серебра в полумраке... Это мог бы быть замечательный музейный аттракцион", - сказал Знаменов в понедельник на пресс-конференции в петербургском медиа-центре РИА Новости.
При этом он отметил, что по своему составу это не самый драгоценный клад, но он очень важен именно комплексностью вещей. Как сообщалось ранее, преобладающие в кладе столовые предметы составляют практически полные сервизы, среди которых можно выделить парадный столовый сервиз в "русском стиле" - около ста предметов работы фирмы Игната Сазикова. На предметах российской работы - клейма лучших отечественных ювелиров второй половины XIX - начала XX века - Овчинникова, Хлебникова, братьев Грачевых, Фаберже. Также присутствуют изделия из серебра европейской, преимущественно французской, работы.
Знаменов также отметил, что этот клад - "Бог даст - не последний в Петербурге". По его словам, в городе на Неве еще много недостаточно исследованных дворцов и особняков. Кроме того, есть известные собрания, следы которых после революции затерялись. В качестве примера он вспомнил об известной в свое время коллекции оружия Юсуповых, которая "нигде не всплывала", в том числе и в частных коллекциях.
Представитель Объединения членов рода Романовых в России, Иван Арцишевский, со своей стороны, заявил о необходимости широкого информирования общественности и специалистов о дальнейшей судьбе и статусе клада. В частности, по его словам, сейчас открытыми остаются вопросы, какой музейный статус имеет этот клад, кто будет принимать решение о его дальнейшей судьбе, когда его можно будет увидеть.
Он также отметил, что в настоящее время известно о двух прямых потомках Нарышкиных - в Париже и в Швейцарии. Арцишевский не стал уточнять, будут ли они пытаться претендовать на клад, отметив, что "это дело Нарышкиных".
Как сообщил президент Балтийской коллегии адвокатов Юрий Новолодский, потомкам Нарышкиных известно об обнаружении клада и они обратились к юристам по вопросам, связанным с дальнейшей его судьбой.
Между тем, по мнению Новолодского, "в рамках нынешней правовой системы у них нет ни малейшего шанса получить эти вещи в наследование", собственником клада является российское годсуарство. Это было бы возможно лишь в виде жеста доброй воли со стороны государства, отметил он.
Особняк Нарышкиных расположен в центре Петербурга на улице Чайковского. С 1750-х годов на месте особняка находились два дома, один из которых принадлежал прадеду поэта Александра Пушкина - Абраму Ганнибалу. В одно здание они были перестроены в 1832 году по проекту архитектора Лемана. В 1875 году дом приобрел князь Василий Нарышкин, для семьи которого его перестроил архитектор Гедике. В настоящее время в особняке идет реставрация.