ДАХАБ/КАИР (Египет), 11 мая - РИА Новости, Александр Елистратов. Мировой рекорд по глубине погружения в открытой воде без ласт (CNF) установлен российской спортсменкой близ египетского городка Дахаб. Он принадлежит фридайверу из Москвы Наталье Молчановой: во всемирно известной дахабской "Голубой дыре" - цилиндрическом провале в коралловом рифе Красного моря - россиянка достигла глубины в 66 метров. Наталья установила рекорд на завершившемся в Египте первом чемпионате России по фридайвингу, в день своего пятидесятилетия.
Предыдущий мировой рекорд - 65 метров, который принадлежал американке Эшли Чапмэн, был установлен на Каймановых островах, но не продержался и суток. На следующий день после погружения Чапмен, Наталья Молчанова, проведя под водой три с половиной минуты, вернула России титул самой сильной ныряльщицы на планете.
"Мне очень хотелось показать всем женщинам, что в 50 лет жизнь совсем еще не кончается", - сказала Наталья после погружения.
Этот абсолютный рекорд мира установлен в нырянии на глубину не только без ласт, но и вообще без всякого специального снаряжения, за исключением гидрокостюма. Именно в этом главная особенность и отличие фридайвинга от всех остальных видов глубинных погружений - человек в абсолютно естественном для себя состоянии уходит под воду на десятки метров, не полагаясь на какие-либо технические приспособления или аппараты, рассчитывая только на свои силы, опыт и интуицию.
Первый российский
Египетский город Дахаб на Синайском полуострове, еще лет 15-20 назад считавшийся "последним хиппи-лендом", в последние годы превратился в мировой центр подводных видов спорта. Это объясняется не только его географическим положением, мягким климатом и теплым морем в течение всего года, но, главным образом, находящейся в дахабской бухте впадиной глубиной более 100 метров, прозванной "Голубой дырой", которую и облюбовали фридайверы со всего света, в том числе и из России.
В начале мая из всего контингента "подводников", прибывающих в Дахаб, до 80% составляют россияне. С размещением в небольших и недорогих отелях, как и с питанием, проблем в городе нет, добраться же до самой бухты также не составляет большого труда - местные таксисты и погонщики верблюдов за вполне умеренную плату готовы курсировать в обоих направлениях от рассвета до заката.
Именно в Дахабе с 7 по 10 мая состоялся первый чемпионат России по глубинному фридайвингу. Для участия в нем приехали 30 самых известных и опытных российских специалистов погружения под воду из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Миасса, из городов Дальнего Востока. Соревнования проводились три дня, с перерывом в один день на отдых, в двух дисциплинах: погружение на глубину в ластах и без ласт. Главными задачами первого российского чемпионата являются приобретение опыта в организации соревнования, его непосредственного проведения и судейства, а также в формировании официальной сборной России по фридайвингу для участия в командном чемпионате мира, который пройдет во второй декаде сентября в Ницце. По признанию самих участников чемпионата, наша команда выглядит "очень солидно", и во Франции будет бороться за самые высокие позиции.
Страх на пути к мечте
На первый взгляд, глубинное погружение без специального снаряжения (по терминологии профессионалов - ныряние на задержке дыхания), которое в России развивается очень быстрыми темпами, можно без сомнений отнести к занятиям экстремальным. Однако разъяснения опытных российских фридайверов, с которыми в Дахабе встретился корреспондент РИА Новости, серьезным образом меняют такое представление об этом уникальном увлечении, заставляя смотреть на фридайвинг совсем в иной плоскости.
"Каждый находит в этом занятии что-то свое; кто-то спорт, а кто-то возможность пообщаться с природой, почувствовать и лучше узнать самого себя... ", - сказал один из самых известных в России ныряльщиков, инструктор по фридайвингу и йоге из Санкт-Петребурга Леонид Кутузов.
Увлеченные фридайвингом травмируются крайне редко, а само это увлечение, по его убеждению, "скорее даже альтернатива адреналину, если к нему не подходить как к профессиональному спорту".
"Фридайвинг менее опасен, чем любое погружение с аквалангом: за всю историю фридайвинга погибло всего несколько человек, их можно пересчитать на пальцах одной руки, и все трагические случаи связаны со случайностями, например, с забытыми кем-то рыболовами сетями", - добавил один из участников первого чемпионата России по глубинному погружению Марк Колесник.
По его словам, дахабская "Голубая дыра" каждый месяц забирает несколько дайверов-аквалангистов, несколько десятков в год, но "здесь не погиб ни один фридайвер".
Марк Колесник, долгое время занимавшийся спелеологией и парапланеризмом, первые навыки фридайвинга получил от военных ныряльщиков еще в детстве. Во фридайвинге он почти 10 лет, известен как один из наиболее профессиональных российских инструкторов. Вместе с Леонидом он руководит клубом в Санкт-Петербурге: три раза в год они проводят выездные семинары в египетском Дахабе и в Юго-Восточной Азии.
На отвесной скале у бухты, в которой постоянно уходят под воду ныряльщики со всего мира, устроено небольшое мемориальное кладбище дайверов, погибших в дахабской морской впадине. Есть несколько гранитных плит с именами россиян, но больше спортсменов из Западной Европы. На одной из них выгравирована надпись, которая очень точно отражает атмосферу дайверского сообщества, но, одновременно, и вызывает неоднозначное восприятие у самих ныряльщиков. "Dont let fear stand in the way of your dreams" ("Не позволяй страху встать на пути своей мечты" - пер. с англ.), - написано на плите в память о погибшем дайвере.
"Страх для любого человека, не важно, чем он занимается, это дополнительный, шестой орган чувства, заменяющий интуицию, которая появляется у каждого отдельного человека только с опытом и с развитием определенных способностей", - считает Марк.
По его мнению, разрешить себе избавиться от страха можно только тогда, когда уже достиг высокого уровня физических и ментальных кондиций в избранной области. Но добавляет, что "лучше все-таки не избавляться от страха прежде времени - могут быть довольно неприятные последствия".
Безусловно, добавляет Леонид, фридайверы стремятся избавиться от страха, так как в состоянии страха погрузиться глубоко невозможно. "Но и здравомыслие пока никто не отменял... И тонкая грань между полным избавлением от страха и присутствием здравомыслия всегда должна ощущаться тем, кто решил "пойти на глубину", - сказал он.
Точка невозврата
Над "Голубой дырой" зависает ряд разноцветных буйков, рядом с которыми видны 4-5 шлемов от гидрокостюмов - фридайверы готовятся к погружению. На поверхности воды неизменно спокойная и очень сосредоточенная обстановка, физически ощущается атмосфера постоянной готовности и общей причастности к бесконечно ответственному действу. Здесь исключены грубость и приказы, как неуместны слабоволие и самоуверенность. Каждые несколько минут, по одному или по двое, фридайверы уходят вдоль рифа на глубину. В момент старта никто не может сказать, как далеко вниз уйдет фридайвер, и насколько на этот раз человек решит испытать свои силы.
"Вопрос о том, где "последняя черта возврата из глубины" и когда надо повернуть назад, у человека, занимающегося фридайвингом, не возникает", - считает Марк.
Ныряльщик четко понимает, когда ему надо возвращаться, а грань невозвращения - "точку невозврата" - может пройти только очень опытный фридайвер.
"По собственному опыту могу судить, что нормальный человек никогда не сможет переступить эту грань, поэтому новички всегда возвращаются на поверхность", - добавил Марк.
По мнению Леонида, когда человек переступает эту черту, то он либо чувствует безудержное стремление покорить все новую глубину, и это перекрывает его инстинкт самосохранения, либо он находится в состоянии, похожем на опьянение - тогда он просто теряет контроль над собой.
Но в любом случае, как считают оба профессионала, "инстинкт самосохранения не даст вас уничтожить на глубине".
Естественность свободы
Что касается новичков, то с первого раза никто из них не сможет нырнуть даже на пять метров. При погружении начинающий ныряльщик будет испытывать даже физический дискомфорт, именно поэтому исключена возможность его длительного погружения. Кроме того, сдерживающий фактор того же страха будет выталкивать его обратно на поверхность, говорят фридайверы.
Даже не умеющий плавать, как утверждает Леонид, может овладеть основами фридайвинга, и уже через неделю занятий будет нырять на значительную глубину. Одного из его учеников сначала на надувном матрасе доставляли к буйку, откуда тот уже на второй день смог погрузиться на глубину 15 метров, а на третий день - на 23 метра. Плавать он научился только спустя несколько месяцев после освоения фридайвинга.
"Блэкауты" (временная потеря сознания) случаются обычно у непрофессионалов на всплытии, когда человек уже вынырнул из воды и сделал вдох, поэтому ему всегда оказывается своевременная помощь инструктором, находящимся рядом. Если "блэкаут" происходит на глубине, то, как правило, это последние 10 метров до поверхности воды, где также всегда дежурят опытные фридайверы, поддержка приходит вовремя.
Очень важны предварительные тренировки в зале и бассейне - там отрабатываются техника погружения и владения ластами, основы задержки дыхания, пластика. Научившись "на суше" задерживать дыхание на 5 минут, что для здоровья человека абсолютно безопасно, под водой уже можно спокойно проводить 2-3 минуты.
"Этого вполне достаточно, чтобы полностью насладиться теми красотами, которые скрыты под водой и от пловцов, и даже от аквалангистов, которые, в отличие от фридайверов, всегда привязаны к определенному глубинному слою... А от естественности ощущений на глубине, страх у фридайвера уходит сам собой, и он начинает испытывать незабываемые чувства свободы и раскрепощенности", - делится впечатлениями Марк.
Все проблемы - на суше
Никто и никогда новичков нырять не заставит. Основное правило фридайвинга - не погружаться даже на самую незначительную глубину, если нет желания, или есть малейшие намеки на плохое самочувствие.
"Интересно наблюдать за первыми попытками новичков: сначала они дезорганизованы и ведут себя странно, но очень быстро поведение меняется - состояние приходит в норму, собирается общая картинка, что вода прозрачная и все под контролем", - сообщил Леонид.
Он убежден, что результаты не в метрах, на которые уходит человек под воду, а в его возможности чувствовать себя по-новому, получать удовольствие. Леонид уверен, что это действительно тот результат, которым можно гордиться.
Гораздо больше проблем и у профессионалов, и у начинающих фридайверов возникает на берегу, а не в воде: обгоревшие носы, солнечные ожоги или расстройства желудка от незнакомой пищи. А несколько дней назад участник клубных сборов в Дахабе наступил на морского ежа; этот инцидент, однако, произошел не во время погружения в "Голубую дыру", и к фридайвингу прямого отношения не имел.
"Единственное неудобство в море - маленькие рыбки, которые постоянно щиплют волосы на теле", - сказал Марк.