МОСКВА, 11 мая - РИА Новости. Российский ближнемагистральный самолет Sukhoi SuperJet 100, разбившийся в Индонезии, - не первый самолет, потерпевший крушение на старте коммерческой эксплуатации: истории известны как минимум три случая, когда успешной работе предшествовали трагедии.
Sukhoi SuperJet-100 пропал с экранов радаров 9 мая во время показательного полета в Джакарте. На борту разбившегося самолета было 45 человек, в том числе восемь россиян. Лайнер врезался в склон горы Салак на высоте 5200 футов (1,6 километра).
Ранее российские эксперты, опрошенные агентством "Прайм", единогласно заявили, что катастрофа не скажется негативно на действующих твердых заказах производителя - компании "Гражданские самолеты Сухого". В ГСС сообщали, что на сегодняшний день в портфеле 168 твердых заказов на SSJ-100.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Подобные катастрофы случались и с российскими, и с иностранными самолетами, однако, как отметил глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев, это не помешало впоследствии новым воздушным судам стать успешными и продаваемыми.
Cамолет Sukhoi Superjet-100: летно-технические характеристики >>
А320: трагедия не прервала взлет
Узкофюзеляжный среднемагистральный самолет A320 был разработан консорциумом Airbus в конце 1980-х годов как конкурент лайнерам корпорации Boeing - 737 и 727. Первый полет самолета состоялся в феврале 1987 года, а 1988 году новые воздушные суда стали поступать в авиакомпании. На А320 впервые в пассажирской авиации была применена электродистанционная система управления.
А320 стал одним из самых популярных пассажирских самолетов в истории авиации наравне с Boeing 737. По состоянию на конец 2011 года в мире эксплуатировалось более 4,5 тысяч А320, всего было выпущено более пяти тысяч таких машин.
Характеристики пассажирского Airbus А320 >>
Однако на старте коммерческой эксплуатации А320 его перспективы были мрачными. Один из первых самолетов потерпел крушение на авиашоу во французском городе Мюлуз. Борт A320-111 авиакомпании Air France 26 июня 1988 года совершал демонстрационный полет с пассажирами на высоте 30 метров на малой скорости с выпушенным шасси. Самолет задел верхушки деревьев, врезался в лесной массив и разрушился. Из 130 пассажиров трое погибли, а 50 были ранены. Всего за время эксплуатации А320 с самолетом произошло 21 одно летное происшествие, в результате которых погибли свыше 500 человек.
В ходе расследования эксперты указывали в качестве причины катастрофы новую электродистанционную систему управления, но официальное расследование показало, что причиной катастрофы стали ошибки экипажа.
Як-42: через тернии в небо
Среднемагистральный пассажирский самолет Як-42 был разработан в СССР в середине 1970 годов для замены технически устаревшего Ту-134. Предполагалось, что Sukhoi SuperJet-100 в свою очередь сменит Як-42.
Самолет Як-42: летно-технические характеристики >>
Первый Як-42 поступил в авиакомпанию "Аэрофлот" в конце 1980 года, однако уже через два года, 28 июня 1982 года, самолет, выполнявший рейс Ленинград-Киев, упал с высоты 10 тысяч метров. Причиной крушения стало разрушение механизма перестановки стабилизатора, приведшее к потере управления. Данные конструкторские недостатки были обнаружены и в других самолетах Як-42.
После этой катастрофы, на время расследования и внесения исправлений в конструкцию, эксплуатация данного типа самолета была приостановлена почти на два года.
В 1988 году было начато серийное производство модифицированной версии данного самолета - Як-42Д с увеличенной дальностью и максимальным взлетным весом. Самолет экспортировался в Китай и на Кубу.
Всего в России на конец 2011 года было 16 авиакомпаний, которые эксплуатировали 57 воздушных судов Як-42. Согласно перечню эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок (35 авиакомпаний РФ), у них в эксплуатации находятся 37 самолетов Як-42 и Як-42Д. Наибольший парк у "Авиалиний Кубани" - 13 бортов, а также у "Саравиа" и "Газпромавиа" - по восемь бортов типа "Д".
За время эксплуатации данного самолета произошло восемь катастроф, в результате которых погиб 571 человек.
Катастрофа с Як-42, произошедшая в сентябре 2011 года, в результате которой погибла команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив", фактически поставила крест на эксплуатации данного типа воздушных судов. Авиакомпании, несмотря на заявления авиационных экспертов и летчиков о надежности самолета, начали постепенно выводить из эксплуатации данные суда. Однако заменить все эти машины одномоментно невозможно, и пока они продолжают летать.
ATR-72: ледяные крылья
Один из лидеров в сегменте турбовинтовой ближне- и среднемагистральной авиации - французско-итальянский самолет ATR-72 - был разработан в конце 1980-х годов на базе своего "младшего брата" - ATR-42. Разработка нового лайнера была анонсирована в 1986 году, а уже в 1988 году он совершил первый полет. Название ATR-72 воздушное судно получило из-за количества пассажиров, которые могут быть размещены в салоне. В коммерческую эксплуатацию самолет поступил в 1989 году.
За время эксплуатации ATR-72 было выпущено более 400 единиц различных модификаций самолета. Оригинальной моделью является ATR-72 200.
Пассажирский самолет ATR-72-200. Летно-технические характеристики >>
Спустя пять лет после начала коммерческой эксплуатации воздушное судно потерпело крушение. Осенью 1994 года ATR-72 авиакомпании Simmons Airlines, выполнявшей полет под брендом American Eagle, упал недалеко от Чикаго. При подходе к аэропорту назначения самолет перевернулся через крыло и рухнул. Погибли 64 пассажира и четыре члена экипажа. Основной причиной крушения стала неподходящая конструкция резиновых антиобледенительных щеток. В течение нескольких месяцев все лайнеры ATR авиакомпании были переданы в транзитные узлы Майами и Карибского бассейна для работы на регулярных маршрутах, на которых обледенение практически не встречается.
За время эксплуатации самолета с ним произошло 13 авиационных происшествий, в которых погибло около 200 человек, последнее - катастрофа под Тюменью в апреле 2012 года, в результате которой погибли 33 человека из 43 находившихся на борту.