МОСКВА, 8 мая - РИА Новости. Значительная часть подписанных Минобороны многолетних контрактов в рамках гособоронзаказа, возможно, содержит совершенно нереалистичные финансовые условия, что может привести к целому "букету кризисов" в оборонной сфере, считает заместитель руководителя Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
По его мнению, для того, чтобы предотвратить такое развитие событий, президент России Владимир Путин поручил правительству РФ подготовить предложения по выводу из подчинения Минобороны федеральных ведомств, отвечающих за размещение гособоронзаказа и контроль его исполнения.
"Что касается стоимости контрактов, есть основание полагать, что значительная часть подписанных многолетних соглашений содержит совершенно нереалистические финансовые условия, на которые промышленность пошла лишь под сильнейшим политическим и административным давлением. Если это предположение верно, то в ближайшие годы мы станем свидетелями целого букета кризисов, по сравнению с которыми эпопея с ремонтом и модернизацией "Горшкова" (авианесущий крейсер "Адмирал Горшков") покажется образцом пунктуальности. Ситуация усугубляется наличием высоких макроэкономических рисков и высокой вероятностью относительно небольшого, но катастрофического для рентабельности контрактов секвестра явно нереалистического бюджета национальной обороны", - сказал эксперт.
Он отметил, что в России так и не преодолен перманентный кризис отношений между министерством обороны и оборонной промышленностью. По его словам, Минобороны не воспринимает оборонную промышленность как равноправного партнера в деле обеспечения военной безопасности страны и априори видит в индустрии неумелых бракоделов. Такое представление о промышленности нельзя назвать совсем безосновательным, но и его полное и безоговорочное принятие без дифференцированного подхода к различным экономическим субъектам является совершенно неприемлемым, отметил эксперт.
Макиенко сообщил, что основными конфликтными моментами в отношениях Минобороны и промышленности остаются стремление военных минимизировать, иногда вплоть до абсурдных значений, стоимость госконтрактов, нежелание финансировать научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР) и быстро растущий спрос к наращиванию закупок вооружений и военной техники за рубежом.
Особую тревогу у Макиенко вызывает ориентация Минобороны на преимущественную реализацию политики закупок "с полки", то есть уже созданных и, желательно, получивших опыт эксплуатации вооружений и техники. Помимо того, что в ряде случаев это приводит к закупкам морально устаревших вооружений, созданных на экспорт в 1990-е годы, на технологическом заделе советского времени, такая политика лишает национальную индустрию долговременной перспективы, считает эксперт.
"Лавинообразно растущий импорт вооружений осуществляется в условиях отсутствующей институциональной структуры и внятного законодательства. Закупки производятся довольно беспорядочно и на волюнтаристской основе. Офсеты и передачи технологий не производятся. Закупаемые системы имеют технологический уровень, который на два-три поколения отстает от передовых западных и израильских разработок. В сущности, уже отчетливо проявляется курс на переход на индийскую модель отношений армии и оборонной промышленности, когда при формальной декларации о необходимости самообеспечения в реальности страна остается одним из крупнейших мировых импортеров вооружений", - сказал собеседник агентства.
Макиенко выразил уверенность, что в условиях взятого Минобороны узковедомственного и враждебного промышленности подхода ее развитие может быть обеспечено только на более высоком правительственном уровне, и первым шагом к этому стало назначение в конце прошлого года вице-премьером, отвечающим за ОПК, Дмитрия Рогозина.