Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Режиссер Анатолий Васильев отмечает юбилей

Легендарному режиссеру Анатолию Васильеву исполняется в пятницу 70 лет.

МОСКВА, 4 мая - РИА Новости. Легендарному режиссеру Анатолию Васильеву исполняется в пятницу 70 лет.

Его дипломный спектакль - "Сказки старого Арбата" по пьесе Алексея Арбузова моментально обратил на себя внимание театральной общественности Москвы. Сейчас об этом спектакле, поставленном выпускником курса Андрея Попова и Марии Кнебель в ГИТИСе, вспоминают как о легенде.

После этого была работа во МХАТе, где Васильев (художественным руководителем постановки значился Олег Ефремов) поставил знаменитый спектакль "Соло для часов с боем" по пьесе Освальда Заградника, где играли знаменитые "старики" МХАТа Михаил Яншин, Алексей Грибов, Ольга Андровская, Марк Прудкин, Виктор Станицын.

Короткий период расцвета Театра им. Станиславского был связан с именем Васильева, его сокурсников Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза, и их учителя Андрея Попова. В этот недолгий период около театра на Тверской, пережившего безвременье 70-х, вновь собирались толпы.

Зрители стремились попасть на "Первый вариант "Вассы Железновой" и "Взрослую дочь молодого человека". Об этих спектаклях написаны сотни статей и воспоминаний: в "Вассе Железновой", обновившей понятие реализма, в этом страшном и эмоциональном спектакле сыграли свои лучшие роли Елизавета Никищихина, Георгий Бурков, Василий Бочкарев, Людмила Полякова, Юрий Гребенщиков, Алла Балтер.

 

Потом была "Взрослая дочь молодого человека". Пьеса Виктора Славкина, в которой повзрослевшие и вросшие в коммунальные проблемы стиляги возвращались в прошлое, пытаясь соединить его с настоящим, в спектакле Анатолия Васильева стала историей о внутренней свободе.

Вскоре молодая команда режиссеров вынуждена была уйти из театра, Андрей Попов отказался от руководства. Погиб Юрий Гребенщиков, и "Взрослая дочь" перестала существовать. "Васса" была восстановлена и шла какое-то время на малой сцене Театра на Таганке, куда после изгнания из Театра Станиславского Васильева позвал Юрий Любимов - за режиссером ушли и его актеры.

Здесь Васильев выпустил "Серсо", еще одну московскую легенду, тоже по пьесе Славкина. "Серсо" наметил уход Васильева от реализма в сторону игрового театра, приближение к идеям, которые позже будут развиваться уже в спектаклях Школы драматического искусства.

"Спектакль производил ошеломляющее впечатление. Это одно из самых мощных театральных потрясений, которое я испытал. Когда читаешь пьесу, не думаешь, что из нее можно было сделать такой спектакль. Я видел его несколько раз, и это ощущение каждый раз возвращалось", - вспоминает режиссер, ученик Анатолия Васильева Александр Галибин.

Своеобразным манифестом направления, в котором двигались поиски Васильева, стал спектакль "Шесть персонажей в поисках автора" по пьесе Л. Пиранделло, которым театр открылся 24 февраля 2001 года. Создавая Школу драматического искусства, Васильев предъявил новую творческую модель: лаборатория - школа - театр. Школа драматического искусства, разместившаяся в легендарном теперь помещении на Поварской улице, стала уникальным центром эксперимента, местом, где результат не являлся самоцелью, где главным становилось исследование природы, возможностей театра.

С "Шести персонажей в поисках автора" началась международная слава ШДИ, спектакль объехал многие страны, принимал участие в престижных фестивалях, собирал призы и награды.

С 90-х годов Анатолий Васильев стал ставить за рубежом - в 1992 году появился "Маскарад" в "Комеди Франсез", потом "Дядюшкин сон" в Будапеште, опера "Пиковая дама" в Немецком Национальном театре в Веймаре, "Амфитрион" в "Комеди Франсез" и другие постановки.

Еще в начале 80-х годов Анатолий Васильев начал заниматься педагогикой. Преподавал актерское мастерство и режиссуру на Высших режиссерских курсах, много лет работал в ГИТИСе. В 1988 году набрал первый самостоятельный курс, на котором учились Игорь Яцко, Владимир Агеев, Александр Галибин, Виктор Тереля.

"Мы шли, мне кажется, уникальным путем, иногда даже не понимая, что и как делается. Особое место уделялось работе с текстом. Это были не пьесы, а трактаты, то есть тексты, в которых нет конфликта в классическом понимании, нет традиционного развития, есть только движение мысли", - вспоминает Александр Галибин.

"В нашей программе были "Диалоги" Платона, трактаты Уайльда, Эразма Роттердамского. Никто не предполагал тогда, что это вообще можно поставить. Это был другой, нетрадиционный, взгляд на театр, теория игровых структур, не традиционного психологического, а игрового театра. Васильев открыл законы, заложенные в самом искусстве театра, в искусстве актера", - вспоминает главный режиссер Школы драматического искусства, ученик Анатолия Васильева Игорь Яцко.

Обучению и лабораторной работе большое значение придавалось и в стенах театра - в Школе драматического искусства действовали лаборатории и семинары. Васильев со своими учениками работал над текстами, традиционно не входящими в сценическую практику.

После истории, развернувшейся в 2006 году, когда московские власти отобрали у театра помещение на Поварской (в 2001 на Сретенке открылось новое здание ШДИ, спланированное и выстроенное так, как его задумывали Васильев и его соратник, художник Игорь Попов), режиссер уехал из страны. Теперь появилась надежда, что он вернется, по крайней мере с прошлого года новое руководство Департамента культуры ведет с ним переговоры. Пока же великий режиссер и педагог встречает свой юбилей снова не в России.

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала