МОСКВА, 3 мая - РИА Новости. Почти двухлетние переговоры между Россией и НАТО по вопросу противоракетной обороны (ПРО) не продвинули стороны на пути решения проблемы, и хотя "точка невозврата" еще не пройдена, российский Генштаб не исключает упреждающего удара по системам ЕвроПРО в случае обострения ситуации, заявил начальник Генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу возразил, что ЕвроПРО не направлена против России да и просто не способна подорвать российский потенциал ядерного сдерживания, но его доводы российских военных не убедили.
Эти заявления прозвучали в четверг на организованной в Москве Минобороны России специальной конференции по проблемам ПРО. На этом мероприятии РФ, по словам замминистра обороны Анатолия Антонова, не планирует достичь каких-либо договоренностей с Альянсом, но рассчитывает подготовить почву для предстоящего в мае саммита в Чикаго, где должны быть приняты решения о дальнейшем развитии американской ПРО.
Россия и НАТО договорились сотрудничать по проекту ЕвроПРО на саммите в Лиссабоне в 2010 году, однако в ходе переговоров США отказались предоставить юридические гарантии ненаправленности развертываемой системы против российских сил ядерного сдерживания. С тех пор тема ПРО стала одним из главных камней преткновения в отношениях России и Соединенных Штатов.
Переговоры заходят в тупик
Впервые за всю историю споров вокруг ПРО США и, прежде всего, ее европейского сегмента министерство обороны РФ организовало столь масштабную и представительную международную конференцию, которая получила название "Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности".
В конференции участвуют более 200 представителей военных ведомств, специалистов и экспертов из 50 государств, в том числе из 28 государств Североатлантического альянса. Помимо стран НАТО и России, в работе конференции участие принимают также представители Китая, Южной Кореи, Японии, стран СНГ и Организации Договора о коллективной безопасности.
Министр обороны РФ Анатолий Сердюков, открывая конференцию, подчеркнул, что "найти взаимоприемлемые решения по ПРО пока не удается, ситуация практически заходит в тупик". Он также отметил, что 20 мая на саммите НАТО в Чикаго планируется объявить о достижении "первоначальной оперативной готовности" ЕвроПРО, что будет означать, что США и НАТО намерены продолжать развитие ПРО без учета российских озабоченностей.
"Точка невозврата"
Главным событием форума стал доклад начальника российского Генштаба Николая Макарова о взглядах Минобороны РФ на проблемы ПРО. В их основе лежит принцип равной и неделимой безопасности.
"Это базовый элемент региональной и глобальной стабильности. В условиях распространения ядерного оружия и ракетных технологий взаимоотношения в мире характеризуются возможностью резкой эскалации региональных вооруженных конфликтов и их выхода на глобальный уровень. Поэтому сегодня региональная и глобальная безопасность составляют единое целое и должны быть неделимы", - сказал Макаров.
Второй принцип российского подхода в отношении системы, по его словам, - прямая связь стратегических наступательных (ракеты) и оборонительных (ПРО) вооружений, он зафиксирован в 2010 году в договоре между РФ и США о сокращении стратегических вооружений.
"Точка невозврата", по словам Макарова, еще не пройдена. Но опасения российской стороны вызывают третий и четвертый этапы планируемого развертывания ЕвроПРО. На первом этапе, который, согласно плану, должен завершиться в этом году, предусматривается размещение уже созданных и доказавших эффективность компонентов ПРО. В их числе системы морского базирования Aegis и мобильная радарная система обнаружения AN/TPY-2 в Турции.
Вторая фаза закончится к 2015 году. Планируется разместить более мощную модификацию ракет-перехватчиков SM-3 (блок IB) в версиях для морского и наземного базирования, а также более совершенные сенсоры.
Третья фаза, которая должна завершиться в 2018 году, предполагает разработку, тестирование и размещение усовершенствованных SM-3 (блок IIA).
Четвертую фазу создания системы ПРО планируется завершить к 2020 году. Она предполагает размещение существенно модифицированных SM-3 (блок IIB). Корабельную группировку ПРО американцы планируют довести до 40 судов с сотнями противоракет.
"Глубокий анализ, проведенный... Минобороны, показал, что при реализации третьего-четвертого этапов появляется реальная возможность поражения российских межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок на различных траекториях полета", - сказал Макаров.
Замглавы Генштаба генерал-полковник Валерий Герасимов, представивший на конференции компьютерную модель возможных сценариев развития ситуации в случае полной реализации планов по ЕвроПРО, отметил, что "объект ПРО в Польше, обладающий потенциалом для реализации на четвертом этапе развертывания ПРО, имеет существенный антироссийский потенциал". "С учетом того, что направление полета российских ракет и ракет с южного направления весьма близки, условия перехвата российских ракет (дальностью до 11 тысяч километров) будут аналогичными", - сказал он.
По словам Герасимова, если траектории российских ракет будут пролегать через центр Европы, угрозу для них будет также представлять и объект ПРО США в Румынии. Размещение комплексов ПРО в акватории морей, прилегающих к границам России, также создает угрозу российским стратегическим ядерным силам.
Россия в ответе
Начальник Генштаба Николай Макаров озвучил и ряд мер, которые Россия разрабатывает для нейтрализации потенциальной угрозы со стороны ЕвроПРО.
"Меры противодействия обеспечивают решение следующих задач: повышение защищенности стационарных пусковых установок ракет в местах их базирования, обеспечение максимальной неопределенности нахождения мобильных пусковых установок ядерных ракет, повышение готовности ракетного оружия к применению", - сказал генерал.
Кроме того, необходимо будет обеспечить способность боевого оснащения российских баллистических ракет преодолевать любые системы ПРО, сокращать время обнаружения старта атакующих ракет, использовать эффективные средства борьбы с мобильными средствами ПРО.
При этом начальник Генштаба не стал упоминать, что в настоящий момент в России разрабатывается тяжелая жидкостная баллистическая ракета, которая будет способна преодолеть любую систему ПРО.
По мнению Макарова, ввод в боевой состав радиолокационной станции "Воронеж-ДМ" в Калининградской области позволит нарастить возможности по обнаружению стартов баллистических ракет.
"В итоге, будет увеличено время для принятия решения об адекватных мерах реагирования на возможное применение стратегических ядерных сил. Дополнительно появятся возможности контролировать старты противоракет при их дислокации в Польше и северо-западных морях", - сказал начальник Генштаба.
Не исключил Николай Макаров и такую крайнюю меру, как превентивный удар по системам ПРО в Европе. "Размещение новых ударных вооружений на юге и северо-западе России для огневого поражения компонентов ПРО, включая развертывание ракетного комплекса "Искандер" в Калининградской области, представляют собой один из возможных вариантов разрушения инфраструктуры ПРО в Европе", - заявил генерал.
По его словам, с учетом "дестабилизирующего характера системы ПРО..., принятие решения об упреждающем применении имеющихся средств поражения будет приниматься в период обострения обстановки".
Возражения альянса
Заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу в ответном слове жестко заявил, что доводы российских военных неубедительны. "Многие ведущие российские ученые признали, что российские силы ядерного сдерживания наземного базирования не подвергаются угрозе. Сегодня утром мы слышали, что для России, тем не менее, угроза существует. Конечно, я уважаю и господина Макарова, и генерала Герасимова, но вы меня не убедили", - сказал Вершбоу.
По его словам, система ЕвроПРО не будет направлена против России. "У нас нет никакого желания подрывать глобальную стратегическую стабильность. Наоборот, натовская ПРО будет способна перехватывать только небольшое количество относительно несовершенных баллистических ракет. У нее не будет потенциала нейтрализовать российские силы сдерживания", - заверил он.
Также он отметил, что одно из предложений НАТО - создать два центра обмена информации по работе систем ПРО, где круглосуточно работали бы вместе российские и натовские офицеры.
Как сообщалось, Россия предлагает придерживаться концепции "секторальной" ПРО, где каждая сторона отвечала бы за свой сектор.
Помощник министра обороны США Мадлен Кридон поддержала коллегу, настаивая на том, что "наши средства только для предотвращения угроз с Ближнего Востока, но не против России". По ее словам, "Россия и США лишь выиграют от сотрудничества в области, это ведущий приоритет США, мы должны двигаться в этом направлении".
"США и РФ обменялись и будут обмениваться серьезными предложениями в этом направлении (ПРО) ради достижения единых, общих задач. В целях укрепления региональной стабильности США и НАТО разворачивают свои системы ПРО и будут вести эту работу в дальнейшем", - указала она.
Таким образом, российская и натовская стороны на проходящей в Москве конференции вновь обозначили свои позиции по вопросу ПРО, не приняв никаких знаковых решений. Однако этого и не планировалось - как заявил в четверг журналистам замминистра обороны РФ Анатолий Антонов, Россия на этом мероприятии не планирует достичь каких-либо договоренностей с НАТО по ПРО, но рассчитывает подготовить почву для предстоящего в мае саммита в Чикаго. Окончательные решения по ПРО, как ожидается, будут приняты именно там.