Илья Бер, обозреватель РИА Новости.
Госдума в среду приняла в третьем чтении законопроект о прямых выборах губернаторов, который в декабре 2011 года предложил президент Дмитрий Медведев. По сравнению с первоначальным вариантом в закон было внесено 140 правок. Теперь для вступления закона в силу он должен пройти Совет Федерации и, получив финальную визу президента, вступить в силу 1 июня 2012 года.
Вопреки первоначальным опасениям политологов и оппозиции, президентский фильтр оказался чуть ли не самым мягким в законе. Зато появились другие фильтры, не в меньшей, а, возможно, даже в большей степени создающие преграды на пути к губернаторству для независимых или оппозиционных кандидатов.
Главный из них – "муниципальный", который в терминах химической технологии можно назвать "фильтром тонкой очистки".
Как стать губернатором
Такое сравнение не случайно. Обсуждение поправок к закону о выборах губернаторов больше походило на выяснение достоинств и недостатков водоочистительных агрегатов – какой фильтр лучше, одно-, двух-, или трехступенчатый. В довершении аналогии хочется кого-нибудь сравнить с "гением" чистой воды Петриком, но не будем этого делать. Зато вспомним, что одна из самых известных российских торговых марок фильтров для воды носит название "Барьер" (не подумайте, что это реклама!).
Итак, согласно законопроекту, чтобы избираться российским губернатором, нужно быть гражданином РФ и только РФ, 30 и более лет от роду, без судимостей за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме этого, если человек уже занимал пост губернатора и был отправлен президентом в отставку в связи с утратой доверия, ему придется подождать два года, прежде чем пытаться снова стать кандидатом. Если же он ушел по собственному желанию, то ему необходимо получить добро у президента на участие в выборах.
Губернатора избирают на пятилетний срок. Занимать должность он может не более двух сроков подряд. Сроки губернаторов, которые ранее были назначены президентом на пост руководителя региона, не считаются.
Жители региона имеют право отозвать губернатора. Сделать это можно, доказав в суде нарушение главой региона законов или систематическое грубое неисполнение губернатором своих обязанностей. Для проведения референдума об отзыве главы региона жители должны собрать подписи не менее 25% избирателей, зарегистрированных на территории региона.
Дистиллированные кандидаты
Теперь, собственно, о фильтрах. Режим наибольшего благоприятствования создается для кандидатов от зарегистрированных партий. Каждая партия может выдвинуть до трех кандидатов. Собирать подписи избирателей в свою поддержку им не нужно. Зато самовыдвиженцам придется уговорить от 0,5% до 2% регионального электората (каждый регион решит это для себя) отдать за себя подписи.
Далее всем кандидатам, независимо от того, выдвигают их партии, или они идут самостоятельно, придется заручиться поддержкой от 5% до 10% (это тоже каждый регион решит самостоятельно) депутатов представительных органов муниципальных образований и/или избранных глав муниципальных образований, представляющих не менее трех четвертей муниципальных районов и городских округов своего региона.
Больше того, каждый муниципальный депутат может поддержать только одного депутата. Причем подпись каждого должна быть заверена нотариально.
Ну, а у президента остается лишь право консультироваться с прошедшими все фильтры "дистиллированными" кандидатами. Причем никаких формальных последствий этих консультаций закон не предусматривает.
Шаг вперед после двух назад
Не вполне согласен с коллегой ведущий эксперт центра политической конъюнктуры Павел Салин. Этот закон, по его словам – не техническое изменение, как некоторые опасались, а реальный шаг вперед, серьезное изменение механизма обновления губернаторского корпуса.
Салин рассказывает, что рассматривалась идея жесткого президентского фильтра или даже вообще отказа от принятия такого закона после президентских выборов. Но это ударило бы по имиджу Медведева и спровоцировало бы недовольство, в том числе и в либеральных кругах. Власть, по мнению политолога, поступила хитрее. Она, с одной стороны, поделилась своими полномочиями, а с другой – переложила ответственность на местные органы власти и на региональные власти.
"Они решают, допускать самовыдвиженцев до выборов, или нет. Они решают, сколько подписей муниципальных депутатов нужно собрать кандидату в губернаторы, 5% или 10% и так далее", – говорит Салин.
Игорь Минтусов считает, что "муниципальный фильтр" гораздо более жесткий, чем даже изначально обсуждавшийся президентский. Он говорит, что президентский фильтр был бы оправдан в большей мере. Все-таки президент – высшее должностное лицо в государстве, находится в фокусе внимания СМИ, и рискует своей репутацией. В случае же применения "муниципального" фильтра, ответственность будет распылена.
"То есть виноватых не будет. Региональные чиновники, которые будут оказывать давление на муниципалов – люди невидимые, поэтому если кандидат не наберет эти 5-10%, то анонимный чиновник скажет – ну, не набрал, что делать. И это огромное поле для манипуляций", – утверждает эксперт. Кроме того, речь, по его словам, может идти не только о давлении, но и прямом подкупе муниципальных депутатов. Коррупционная емкость нового закона, по мнению эксперта, очень велика.
Павел Салин, однако, видит в описанной коллегой ситуации одни плюсы. Он считает, что столичные либеральные круги теперь не смогут давить на региональные власти так, как давили на федеральную. Региональные власти в принципе менее восприимчивы к давлению СМИ. Что же касается коррупционной составляющей, то она, по мнению политолога, повышается, но не намного. "Раньше скупались голоса избирателей, а теперь будут скупаться голоса муниципальных депутатов. Мало что изменится, – говорит Салин. – Коррупция существовала и при нынешней системе назначения губернаторов. Просто раньше деньги заносились в одни кабинеты, а сейчас они будут заноситься немного в другие".
Политолог не видит в описанной ситуации чего-то необычного и серьезной проблемы. "Коррупция, естественно, будет. Это естественный риск", – объясняет он.
Успеть до 1 июня
Между тем, власть с конца 2011 года активно готовится к вступлению в силу нового закона, ставя, меняя или переназначая зачастую не избираемых или плохо избираемых губернаторов. На этом пути сделано уже немало шагов.
С декабря 2011 года были назначены (или переназначены) губернаторы Вологодской, Волгоградской, Московской, Архангельской, Мурманской, Томской, Саратовской областей; Приморского и Краснодарского краев, республик Тыва и Адыгея. На очереди Костромская и Смоленская области. Поговаривают также еще о нескольких регионах.
По новому закону назначенные президентом губернаторы могут не менее, чем через год после начала работы в должности добровольно уйти в отставку, чтобы выдвинуть свою кандидатуру на выборах. Но это право, а не обязанность. Интересно будет посмотреть, многие ли им воспользуются.
В целом, надо признать, что операция под кодовым названием "Возвращение выборов губернаторов" власти удалась успешно. При существующих фильтрах и реалиях региональной политики в обозримом будущем кандидатам от действующей власти на губернаторских выборах мало что угрожает.
Только она сама может подарить "с барского плеча" пост губернатора представителю реальной или хотя бы номинальной оппозиции, как это произойдет уже в самое ближайшее время в Смоленской области с депутатом от ЛДПР Алексеем Островским, или, как это было раньше, с Олегом Чиркуновым и Никитой Белых.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции