Стройная, как солдат почетного караула, Спасская башня уже давно перестала быть просто еще одним элементом Кремлевского ансамбля. Это символ, по значимости своей не уступающий гербу Москвы: мелодичный перезвон курантов сопровождает россиян всю их жизнь, знаменуя торжественным боем смену лет.
Даже государственные перевороты, на первый взгляд, почти не оставили разрушительного следа на величественной красоте Спасской башни. Разве что двуглавых орлов, некогда венчавших её, в советские годы сменили рубиновые звёзды. Однако утверждать, что кремлевская красавица ничуть не изменилась с момента возведения, было бы неверно. Главная перемена в жизни Спасской башни произошла еще во времена её юности, в 1658 году, когда это архитектурное сооружение, ни много ни мало, сменило название.
Спасская башня была построена в 1491 году, во времена княжения Ивана III. Над её строительством трудился итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари - его авторству также принадлежит Грановитая палата.
Изначально постройка выглядела не так, как мы привыкли её видеть: башня была вдвое ниже. Многоярусный готический верх, равно как и каменный купол, появились позже. В 1624-1625 годах их возвели архитектор Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов.
Новую башню нарекли Фроловской стрельницей, в честь церкви Фрола и Лавра на Мясницкой улице. Именно туда вела дорога из Кремля, выходившая из башенных ворот.
Постройка положила начало возведению укреплений на восточной стороне кремлевских стен. Это сегодня Фроловская-Спасская башня - не более чем красивый элемент архитектуры. Задумывалась она с сугубо практической целью - охранять Кремль от проникновения врагов.
В 1514 году Фроловская башня обрела новое значение. Именно в этот год был написан образ Спаса Смоленского - первая русская икона из ряда "Спас с припадающими". Образ разместили над Фроловскими воротами.
Вскоре они стали священными: образ Спаса Смоленского придал оборонительному сооружению еще и духовное значение. Теперь через врата нельзя было проезжать верхом. Мужчины обязаны были снимать перед ликом головные убор: ослушавшийся в обязательном порядке совершал 50 земных поклонов.
Но не только один Спас Смоленский украшал и освящал Фроловскую башню. В середине XVII века над воротами со стороны Кремля появился еще один лик - Спаса Нерукотворного. Его в Москву доставили крестным ходом из города Хлынова (ныне - Киров) в 1648 году. Царствовавшему тогда Алексею Михайловичу донесли, что Хлынов стал единственным городом, который обошла бушевавшая в московском государстве моровая язва. По слухам, причиной счастливого спасения хлыновчан стал нерукотворный образ Спасителя, которому горожане усердно молились во время чумы.
Впечатленный этой историей, Алексей Михайлович пожелал лично увидеть чудесный лик. Спас так понравился самодержцу, что он распорядился оставить икону в Москве, поместив её в Новоспасском монастыре. В Хлынов же был отправлен точный список с образа. Еше один список установили над Фроловскими воротами.
Оба святых лика постепенно стали главной особенностью врат. Наконец, указом от 26 (16) апреля 1658 года царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловскую башню в Спасскую.
Название свое башня сохранила и после того, как оба образа были сняты пришедшими к власти большевиками. Иконы долгое время считались утраченными. Спас Смоленский, например, в последний раз видели в 1934 году: скорее всего, его сняли вместе с двуглавыми орлами, которые некогда украшали верхушки кремлевских башен.
Более 70 лет об иконе напоминал лишь белый прямоугольник над башенными воротами - никаких упоминаний о том, что произошло с образом в советские годы, не осталось. Специалисты тщетно искали его в запасниках крупнейших музеев России. Спас Смоленский словно канул в воду.
Лишь в 2010 году стало известно: не там искали. Оказалось, древняя икона не была отдельным элементом - её писали прямо на стене башни. Проведенное зондирование показало: под штукатуркой действительно находится образ Спасителя.
Очевидно, те, кому было велено уничтожить икону, рискуя собственной жизнью, не выполнили указание советских властей и попросту спрятали лик. Реставрация иконы Спаса Смоленского была завершена к 24 августа 2010 года: по оценкам специалистов, образ сохранился почти полностью.
Утрачен был и след Спаса Нерукотворного: как списка, украшавшего Фроловские ворота, так и оригинала, отправленного в Новоспасский монастырь. Потерялся также и список, отправленный в Хлынов-Киров. Однако образ все же удалось восстановить: в 2010 году в Кирове была обнаружена старинная репродукция, по которой был воссоздан лик чудотворной иконы Вятского Спаса. Впрочем, киот Спасской башни, где когда-то находился образ, по-прежнему пустует.
Сегодня словосочетание "Спасская башня" приобрело еще одно значение. Помимо главной кремлевской башни, так называется еще и международный военно-музыкальный фестиваль.
Парад военных оркестров поводится в столице с 2007 года: за это время он успел завоевать славу одного из самых ярких событий в культурной жизни Москвы, по размаху и масштабу уступающего разве что параду 9 мая. Феерические выступления творческих коллективов самых различных стран, от Мексики до Швейцарии, и от Великобритании до Иордании, собирают аудиторию более 7000 человек на одной только Красной площади.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников