МОСКВА, 25 апр - РИА Новости. Госдума в среду приняла в третьем, окончательном чтении закон о прямых выборах губернаторов.
В Ленинградской области полномочия нынешнего губернатора Валерия Сердюкова истекают в июле 2012 года, и, в соответствии с принятым законом, прямые выборы нового главы региона могут состояться уже 14 октября. Однако если Сердюков покинет пост досрочно, о чем не раз писали СМИ, то нового главу региона успеют утвердить по "старой" схеме - через голосование в областном парламенте.
Законопроект о прямых выборах губернаторов был внесен в Думу президентом Дмитрием Медведев 16 января 2012 года. За его принятие в третьем чтении проголосовали 237 парламентариев, против - 83, никто не воздержался. На заседании Совета Федерации документ может быть рассмотрен 27 апреля. Закон в случае одобрения в верхней палате российского парламента и подписания главой государства вступит в силу 1 июня 2012 года.
Баллотироваться в губернаторы смогут граждане России старше 30 лет - как от партий, так и (если регион сочтет это необходимым) самовыдвиженцы. Самовыдвиженцам придется собирать подписи избирателей в свою поддержку - от 0,5% до 2% (конкретную цифру определяет регион). Президенту предоставляется право по своему усмотрению проводить консультации с выдвинувшими кандидатов партиями и с самовыдвиженцами (своего рода "президентский фильтр").
Выборы губернаторов при необходимости будут проходить в два тура - для победы нужно будет набрать более 50% голосов избирателей, пришедших на участки. В редакции первого чтения предлагалось проводить голосование только в один тур, отдавая победу набравшему относительное большинство голосов.
Для тех регионов, где срок полномочий губернатора истекает до 1 января 2013 года (Новгородская, Брянская, Амурская области), выборы главы региона пройдут во второе воскресенье октября (14 октября). Для регионов, где срок полномочий губернатора истекает после 1 января 2013 года, выборы состоятся в единый день голосования в 2013 году.
Ограничения на участие
Закон устанавливает, что губернаторы не могут занимать высший пост региона более двух сроков подряд.
Губернаторы, отрешенные от должности, также не смогут - в течение двух лет - баллотироваться на выборах главы региона. Для проведения референдума по отзыву губернатора необходимо будет собрать не менее 25% подписей избирателей. При этом за отзыв губернатора должны проголосовать более 50% избирателей, зарегистрированных в регионе (а не только пришедших на участки).
Кандидатами в губернаторы не могут становиться лица, когда-либо осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом если преступление, за которое человек отсидел в тюрьме, позже потеряло статус тяжкого или особо тяжкого, человек получает возможность баллотироваться на пост губернатора.
Сюжет: Внесение в Госдуму законопроекта о прямых выборах губернаторов >>
Губернаторы, занявшие свои посты по "старой" схеме - через утверждение в региональном парламенте, смогут с согласия президента принять участие в досрочных выборах на пост главы региона - если он проработал на своем посту не менее года. Таким образом у действующих губернаторов появится возможность подтвердить свою легитимность на прямых выборах.
Эксперты о муниципальных праймериз
Идею введения "муниципального фильтра" для кандидатов в губернаторы парламентарии и эксперты объясняют необходимостью приблизить глав регионов к проблемам, которые существуют у простых людей на местах, а также тем, чтобы жители региона лучше знали кандидатов, претендующих на место главы региона и избранного губернатора. Это будет подталкивать партии к тому, чтобы более активно работать на муниципальном уровне и бороться за места в муниципальных парламентах.
Председатель Всероссийского совета местного самоуправления, первый замруководителя фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко уверен, что закон о выборах губернаторов даст новый импульс развитию страны.
"Возвращая выборность губернаторов, мы воссоздаем то, что даст новый импульс нашему развитию, что в цивилизованном государстве является гарантией демократического управления страной", - сказал он.
При этом он полагает, что не исключена вероятность "ошибки" при избрании губернатора, но "сейчас она на несколько порядков меньше, чем десять лет назад, страна за это время стала другой, кардинально изменились и люди". К тому же подстраховаться от возможных ошибок позволят "муниципальные праймериз" кандидатов.
"Претендент на должность главы региона должен сдать своеобразный кандидатский минимум, заручившись поддержкой хотя бы минимального числа представителей местных властей", - сказал он.
"Убежден, что закон позволит решить главную задачу - выстроить сбалансированную систему, где будет обеспечена и самая тесная связь региональной власти и населения, и его защита от произвола случайных людей на государственных должностях", - сказал Тимченко.
Первый замглавы комитета Госдумы по делам национальностей, депутат от Карачаево-Черкесской республики Михаил Старшинов (ЕР) считает, что муниципальные праймериз будут особенно востребованы на Кавказе.
"Учитывая специфику Северо-Кавказского федерального округа, в частности пестрый этнический состав входящих в него субъектов РФ, наличие в законе так называемого "муниципального фильтра" будет особенно востребовано в этом регионе. В рамках избирательных кампаний кандидатам на пост главы субъекта придется объехать внушительное количество муниципальных образований, чтобы заручиться их поддержкой и отразить их интересы в своих программах", - сказал Страшинов.
Он также считает, что в рамках муниципальных праймериз межклановая борьба должна приобрести цивилизованные формы.
"Что касается опасений, что прямые выборы приведут к обострению клановой борьбы в республиканских элитах, то, на мой взгляд, местным политикам, которые будут баллотироваться на высший пост региона, следует в полной мере осознавать свою ответственность перед всеми избирателями и не нарушать принципы честной конкуренции", - сказал депутат.
По его словам, жители СКФО заинтересованы в том, чтобы активно участвовать в политической жизни и самостоятельно избирать руководителей регионов.
Замглавы комитета Госдумы по аграрным вопросам, депутат Госдумы от Мордовии Надежда Школкина (ЕР) считает, что необходимо сделать шаги для того, чтобы партийная принадлежность губернатора не мешала его работе и развитию региона.
"Я считаю, что следует разработать некий "регламент" работы губернатора и президента РФ. Есть опасения, что на эффективность работы главы региона может оказывать его партийная принадлежность. Жители субъекта РФ не должны страдать от "политической окраски" губернатора", - сказала она.
Такой "регламент", по мнению депутата, следует четко прописать взаимодействие президента страны и губернатора.