С.-ПЕТЕРБУРГ, 25 апр - РИА Новости. Выставка "Анна Ахматова. Мифология образа" открылась в Петербурге в музее поэтессы в Фонтанном доме во вторник, рассказали РИА Новости в пресс-службе музея.
"Мы создали архитектурное пространство, которое предполагает четкое деление выставки и свой маршрут. Ее кульминация - это проем в конце построенного в зале храма, через который видны своего рода реликвии - фотопортреты Ахматовой, в частности, где она стоит в проеме ворот, ведущих из Шереметьевского дворца в проходные дворы Петербурга", - рассказал на открытии выставки ее куратор, искусствовед Глеб Ершов.
В центре выставочного зала художник-сценограф Игорь Лебедев построил пантеон-декорацию, перед входом в который установлен античный портик, увенчанный инициалами Ахматовой. Изображения и портреты знаменитой поэтессы располагаются как внутри пантеона, так и вдоль стен зала.
"Этот многослойный символ перекликается с образом самой Ахматовой. Это и пантеон ее славы, и античный корпус Серебряного века, и то место, где средоточены ее посмертные изображения. Здесь они могут наиболее гармонично сосуществовать, как бы переглядываясь и разговаривая между собой", - сказала организатор выставки Светлана Бабкова, хранитель фонда изобразительных материалов Музея Ахматовой.
Открывается экспозиция графическим портретом Ахматовой, который нарисовал Модильяни. Вслед за ним идут канонические изображения поэтессы, созданные Николаем Тырсой, Владимиром Фаворским, Моисеем Наппельбаумом, Аскольдом Кузьминским, Гавриилом Гликманом и многими другими.
В экспозиции соседствуют портреты еще юной Ахматовой и ее изображения уже во время болезни. В самом "пантеоне" висят уже посмертные изображения поэтессы, преимущественно сделанные современными художниками.
На выставке представлены самые разнообразные техники: наряду с традиционными графикой, фотографией и скульптурой в экспозицию вошли коллажи, линографии, и даже гобелен, воспроизводящий самый известный портрет поэтессы, написанный Натаном Альтманом.
Вокруг сооруженного "пантеона" расположены высказывания исследователей творчества поэтессы и ее современников, в том числе, критического свойства: например, знаменитые слова Жданова, где он охарактеризовал Ахматову как "блудницу и монахиню, у которой блуд смешан с молитвой".
"Это часть концепции нашей выставки. Ведь даже сейчас выходят такие книги как "Анти-Ахматова" Катаевой, где ее биография представлена крайне неоднозначно. На выставке вы увидите также и преувеличенные , иронические изображения Ахматовой, от которых мы не захотели отказываться", - пояснила Бабкова.
Леонид Копылов, заместитель директора по развитию музея, назвал выставку провокационной, заставляющей задуматься вообще об образе поэта, а также назвал ее плодом дискуссионных круглых столов, проходивших в Музее Ахматовой.
Для экспозиции были использованы только работы из фондов Фонтанного дома, значительная часть которых была передана, когда музей только создавался. "У нас нет возможности представить всю иконографию Ахматовой: для этого понадобилось бы 30 залов", - добавила Бабкова.
Работники музея отмечают, что идея выставки родилась, "когда в фондах музея собралось такое количество изобразительного материала, что стало понятно, что у каждого поколения - свое видение, восприятие Ахматовой".