Рейтинг@Mail.ru
Такие разные Наташи в Театре на Таганке - РИА Новости, 22.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Такие разные Наташи в Театре на Таганке

© РИА Новости / Владимир Песня | Перейти в медиабанкАктриса Александра Басова в спектакле "Наташина мечта" режиссера Юрия Ардашева
Актриса Александра Басова  в спектакле Наташина мечта режиссера Юрия Ардашева
Читать ria.ru в
Дзен
На малой сцене Театра на Таганке режиссер Юрий Ардашев поставил спектакль "Наташина мечта" по пьесам современного драматурга Ярославы Пулинович.

Анна Банасюкевич

На малой сцене Театра на Таганке режиссер Юрий Ардашев поставил спектакль "Наташина мечта" по пьесам современного драматурга Ярославы Пулинович.

Подходящий к концу сезон в Театре на Таганке, пережившем уход Юрия Любимова, был, несмотря на это, достаточно плодотворным, если судить по количеству выпущенных премьер. На большой сцене доделал свой спектакль Кшиштоф Занусси, "Калеку с Инишмана" поставил "специалист по МакДонаху" из Перми Сергей Федотов, итальянец Паоло Ланди поставил пьесу Гольдони "Венецианские близнецы". Теперь дошло дело и до малой сцены, на которой, как обычно, возможно то, что невозможно пока на большой. Например, новая драма.

В программке написано, что Юрий Ардашев современную драматургию раньше не ставил, а также то, что режиссер – ученик Любимова, закончивший его курс в ГИТИСе в 2006 году. От мастера у Ардашева, видимо, любовь к формальным ходам, впрочем, выявить какую-то узнаваемую стилистику в этом спектакле не удается.

Сначала Ярослава Пулинович, ученица Николая Коляды, написала один короткий текст, монолог девочки-детдомовки Наташи. Пьеса разошлась по сценам страны, ее полюбили городские ТЮЗы. Потом появился еще один текст – от имени другой Наташи, отличницы и умницы из благополучной семьи. Текст назывался "Победила я", но так как стилистически и сюжетно эти монопьесы схожи, режиссеры стали объединять их в одну под общим названием "Наташина мечта". К этим текстам прибавился еще один, совсем коротенький – письмо деревенской девочки своему кумиру Диме Билану.

В спектакле Ардашева использованы все три текста, на сцене – три героини. Наташа-детдомовка – в зеленой толстовке и джинсах, Наташа-отличница – в белом воздушном платье с красными лентами, и девочка из деревни – в длинной юбке, платке, в вязаной кофте со звездами и с коромыслом на плечах.

На узкой, вытянутой слева направо, приближенной к зрителю сцене стоит старая швейная ножная машинка, с оборванной ниткой. Под иглой – недошитая свадебная фата, струящаяся вниз по сцене, уходящая в зал. Сверху, с небольшого балкона натянуты белые нитки – эта паутина, опутавшая сцену; в ней, в моменты отчаяния, путаются и бьются героини.

Первая часть, с Наташей-детдомовкой, удалась лучше всего. Елена Посоюзных играет свою героиню почти документально – ее вначале почти не слышно, не потому, что актриса плохо артикулирует, а потому, что перед нами испуганный, уставший, никому ненужный подросток. В этой части спектакля ничто не заслоняет текст. Он и без нажима довольно страшный, болезненный и трогающий. Любые попытки играть несчастье и отчаянье делает его слишком "жирным" и даже спекуляционным. Этих опасностей актриса избегает: ее рассказ почти монотонен, но интонация выбрана верно. Оттого и юмор, то и дело проклевывающийся в этом невеселом тексте, здесь рождается в правильные минуты. Наташа-Посоюзных рассказывает о том, как выпрыгнула на спор из окна с третьего этажа, как любила маму, и про отца-сутенера, о том, как влюбилась в журналиста "Шишкинской искры" очень буднично, не играя в наивность и не выпрашивая сочувствия.

 

Текст Пулинович устроен так, что не сразу понятно, в каких обстоятельствах происходит действие, и к кому обращен рассказ Наташи. Режиссер разбил рассказ своих героинь на части звуковыми эффектами – периодически где-то с грохотом захлопывается тяжеленная железная дверь, гулко раздаются шаги по подвальным ступенькам. Так в спектакль входит атмосфера казенного учреждения, логически достроенная уже к финалу, когда к Наташе вызывают санитаров.

Досадное недоумение вызывает музыкальное оформление спекаткля – слишком иллюстративно звучат какие-нибудь романтические мелодии, когда Наташа-детдомовка начинает рассказывать о своей мечте или о внезапно вспыхнувшей любви. Или вспоминает о маме, и тогда к музыке прибавляются какие-то дискотечные пятна света.

Количество формальных приемов, игр с предметами и символами нарастает по ходу действия. И вторая Наташа – успешная и обеспеченная – уже гораздо более подвижна и ярко-эмоциональна. Она прыгает через паутину веревок так, как раньше девчонки в школах играли "в резиночку". Она жует яблоко, потом накалывает его на острый штырь швейной машинки, а потом это яблоко становится зеркальцем, в которое девочки глядятся перед кастингом на детскую передачу. Кстати, на полу в спектакле разбросаны большие фрагменты разбитого зеркала, и если первая Наташа просто ходит по ним, то вторая вынуждена обыгрывать их, приподнимая, показывая в зал, рассказывая о реке или о чем-то подобном. Во второй части спектакль становится слишком театральным, закрывая собой строгий, исповедальный текст.

Наташа из второй части – успешная девочка, отвоевывающая свое счастье, незаметно перешагивающая через чужие судьбы, по-своему тоже несчастна. В том, как играет ее Александра Басова, много осуждения. Ее героиня, страдающая от своей ординарности, все время доказываящая свое первенство, кажется безнадежной посредственностью, хищным мелочным зверьком.

В финальной части спектакль окончательно уходит от документального стиля, заданного в начале, и превращается почти что в пастораль. Девушка с коромыслом и с венком на голове разворачивает тетрадный листок. Она зачитывает письмо к Диме Билану – текст довольно саркастический, даже несколько раздражающий своей наивностью. Девочка Наташа, переехавшая из деревни в город, страдающая от своего одиночества, приглашает кумира в деревню, рассказывает о своей жизни, расспрашивает о нем. Актриса Александра Кузнецова делает это ровно, с чуть блаженной улыбкой, слышен стрекот цикад. К Наташе присоединяются первые две героини, с крыльями за спиной, сделанными из журнальных страниц и музыкальных дисков. Девушки сходятся вместе и запускают в зрительный зал белого голубя. К этому моменту абсурдность происходящего уже зашкаливает, не позволяя воспринять внезапную идиллию серьезно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала