НЬЮ-ЙОРК, 22 апр - РИА Новости, Лариса Саенко. Десять представлений пьесы Антона Чехова "Три сестры" в постановке главного режиссера Малого драматического театра Льва Додина пройдут на сцене Бруклинской академии музыки (BAM).
"Театр Льва Додина- один из самых уникальных творческих коллективов России. Я видела все его спектакли, и кого бы он ни ставил - Шекспира, Чехова, советских авторов - Додин всегда создает эпический фрагмент истории России", - заметила после премьеры Ирина Прохорова, глава фонда Михаила Прохорова, выступившего основным спонсором гастролей.
Извечные темы русской интеллигенции
Томления героев этой пьесы, написанной Чеховым в далеком 1900 году, задолго до эпических трагедий и потрясений российского общества, двух революций, двух мировых войн, выглядят нелепыми и надуманными спустя 112 лет.
Обыденная жизнь в провинциальном городке кажется возвышенным и страдающим героиням слишком скучной, пошлой, приземленной и - временной - до возвращения в Москву, где все, конечно, пойдет по-другому. Но завтра не наступает - серые будни превращаются в засасывающую рутину, любовь не похожа на сказку, а временная неустроенность, оказывается, и есть их настоящая жизнь.
"Отчего мы, едва начавши жить, становимся скучны, серы, неинтересны, ленивы, равнодушны, бесполезны, несчастны?" - вопрошает со сцены барон Тузенбах, вынужденный из-за фамилии постоянно убеждать окружающих, что он православный русский.
"Чехов все так же актуален. Ведь пьеса про нас, сегодняшних - бесконечные разговоры о том, что надо работать, надо действовать, пора начать новую жизнь - вечная драма русской жизни", - сказала РИА Новости Ирина Прохорова.
Доля иронии, присущая и Чехову, и Додину, превращает спектакль в мелодраму.
"Россия сегодня, безусловно, находится на всплеске активности, на переходе на новую ступень развития. Мы также, как и герои Чехова, живем на изломе времени в ожидании, что вот-вот нечто произойдет. И так же, как они, еще не знаем, что нас ожидает. История непредсказуема", - считает Прохорова.
Персонажи чеховской драмы призывают "здоровую, сильную бурю, которая сдует с общества лень, равнодушие, предубеждение к труду и гнилую скуку".
Притяжение Америки
На премьерном показе "Трех сестер" в зале на 900 мест был полный аншлаг. Чехов, безусловно, один из самых почитаемых в США драматургов, постановки его пьес практически не сходят с американской сцены. Лев Додин попал под обаяние Бруклинской академии музыки около 20 лет назад, посмотрев здесь "Вишневый сад" в постановке Питера Брука.
Не исключено, что Нью-Йорк может рассчитывать на постоянные встречи с этим режиссером.
"Америка для нас очень важна, и она традиционно отличается большой притягательностью для России, которая, к сожалению, долгие годы находилась в самооизоляции", - сказала Прохорова.
Сотрудничество с театром является одним из направлений российско-американских культорологических проектов Прохоровых.
"Проект мы продвигаем в непростое время. К сожалению, ксенофобия и антиамериканизм стали частью даже культурной жизни России", - считает глава фонда.
В Нью-Йорке ей нравится "многослойность" интеллектуальных элит и атмосфера космополитизма "в лучшем смысле этого слова".
Спектакль приурочен к 150-летию театра. Его творческая концепция, объединяющая классические традиции с авангардом, воплощена даже в интерьерах - с классическими дневнегреческими колоннами в антураже обшарпанной штукатурки и нью-йоркских нештукатуренных кирпичных стен. На этой сцене читал свои рассказы Марк Твен, танцевала Айседора Дункан, выступал с программными речами Букер Вашингтон. Русская культура также имеет свои корни в театре БАМ - здесь состоялся американский дебют Рудольфа Нуриева, одним из самых ярких культурных событий 2010 года стала премьера "Щелкунчика" в постановке Бориса Ратманского.
"Мы живем в вечности - это временная привязка моих работ. Просто мы иногда этого не замечаем", - объяснил Додин РИА Новости свое обращение к "Трем сестрам".