Рейтинг@Mail.ru
Магия библиотек - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Магия библиотек

Читать ria.ru в
Дзен
Моего знакомого, готовящегося выступать в ночь с 20 на 21 апреля в одной из столичных библиотек (первая Библионочь в России), спросили: а может быть, зажечь в зале свечи? Он поначалу отказался, а потом задумался. Свечи, вообще-то, могут оказаться очень даже уместны, хотя бы потому, что библиотеки – это место, где живет самая настоящая магия.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Моего знакомого, готовящегося выступать в ночь с 20 на 21 апреля в одной из столичных библиотек (первая Библионочь в России, уникальное по замыслу мероприятие), спросили: а может быть, зажечь в зале свечи? Он поначалу отказался, а потом задумался. Свечи, вообще-то, могут оказаться очень даже уместны, хотя бы потому, что библиотеки – это место, где живет самая настоящая магия.

Судьба императора, имя розы и орангутан

Не знаю, как бы сложилась моя собственная судьба, если бы я не был с ранних лет посетителем библиотеки на Песчаной площади. Лишь один эпизод: как-то раз я, еще школьник, нашел там книгу мемуаров Пу И, последнего императора Китая. И начал осторожно расспрашивать библиотекаршу: а что бывает, когда книги теряют?

Та задумалась, посмотрела на формуляр, увидела, что за несколько лет книгу брали три раза, причем один и тот же человек, то есть я. В общем, последний император обошелся мне в несколько хороших книг из собственной домашней библиотеки. А потом с этим моим приобретением – книга ведь и правда уникальная, больше таких фактов нигде не прочитаешь! – произошла масса волшебных историй, точнее, не с книгой, а с моей жизнью. Сейчас вот размышляю: а что бы стало, если бы мемуары остались в библиотеке? Может, всяческое волшебство произошло бы с кем-то другим? Или ничего бы не было? А если ли сегодня где-то и у кого-то еще такая книга в России?

Самая волшебная в мировой истории литературы библиотека – конечно, у Умберто Эко в его "Имени розы". Как же он ее описывает: жуткий лабиринт в башне монастыря, в котором можно потеряться навсегда. Книги с древней мудростью, книги опасно веселые, книги со страшной историей, книги, которые убивают… И завершается все пожаром в библиотеке, настоящим концом света, катастрофой.

Подозреваю, что не без влияния Умберто Эко изобразил библиотеку своего Незримого университета ехидный Терри Пратчет. Там, правда, магия книгохранилищ до добра не довела: библиотекарь превратился в орангутана, что не мешало ему продолжать, в нескольких романах подряд, исполнять свои обязанности (орангутанам, в конце концов, проще карабкаться на самые высокие полки).

Спасли себя, спасут и других

Сейчас много разговоров насчет того, что не только Россия, но и мир в целом переживают катастрофу; интернет вместо того, чтобы нести знания и культуру, убивает их; библиотеки зарастают пылью, туда никто не ходит. И кроме интернета нас уничтожает еще много всяких ужасов. Из самых свежих событий – призыв Союза кинематографистов спасти Россию от деградации. Советую прочитать, точнее просмотреть его на сайте союза, даже если вам не нравится Никита Михалков – потому что диагноз, полагаю, довольно точный. Цивилизация со съеживающейся культурой, знаниями, интересом к книгам – это катастрофа.

Впрочем, цивилизации переживали такие катастрофы и до нас, например – римская (она же византийская), когда арабы отторгли у империи громадные территории, в том числе те, где выращивался папирус. Страна осталась без бумаги, книга стала по стоимости как месячный доход ремесленника. Но империя через три-четыре поколения выжила, и потому, что стремление быть человеком не остановишь, и потому, что даже в самые беспросветные годы там сохранялись библиотеки, которые в итоге и передали новым поколениям лампаду знаний.

Сегодняшние библиотеки в России, по крайней мере лучшие из них, заняты примерно тем же. Недавно я побывал в Тургеневской библиотеке на Чистых прудах (кстати, опираясь на ее опыт, всероссийскую Библионочь и придумали) и обнаружил, что она превратилась в компьютерный центр по поиску нужных книг. Люди, которые там работают – специалисты высочайшего класса. Оказывается, интернет может быть не только врагом. А библиотека – не только скопищем пыльных томов. Хотя без этих томов, замечу, не обойтись, потому что оцифровать все накопившееся множество изданий – задача пока не очень выполнимая. Этом притом что в библиотеки идут как раз за редкими вещами, о которых интернет и не слышал. Те же мемуары – не всегда понятно, зачем их вообще издают, вот, скажем, рассказ британского плантатора о том, как он работал в Малайе среди тигров, слонов и коммунистических повстанцев. Издали тиражом в 1000 экземпляров, но в библиотеке – хотя, как вы понимаете, далеко от Москвы – я эту книгу нашел. И даже скопировал, что сейчас решает многие проблемы.

Что касается нынешней Библионочи, то это – отличный пример того, как именно библиотеки умеют сопротивляться злу, обозначенному в обращении кинематографистов (и не только там). Библиотеки этой акцией говорят: мы не только есть, мы омолодились, мы сильны, как никогда, мы до сих пор храним приносящую массу радости древнюю магию знаний.

Те, кто выжили, сумели создать свои читательские клубы. В Некрасовке, например, говорят, что у них рядом несколько университетов, включая Бауманский, и студенты – благодаря умной работе преподавателей – там бывают постоянно. И, конечно, всегда создается круг друзей из жителей соседних улиц и домов. Кстати, в той самой библиотеке на Песчаной, где больше нет мемуаров последнего китайского императора, кроме книг, сегодня есть еще картинная галерея, где выставляются довольно многочисленные живущие по соседству художники (Песчаные улицы – это такой район).

В 90 библиотеках страны будет до раннего утра чай, музыка, видео, танцы, шоу и множество писателей. И единственная проблема в том, что это читателей у нас стало мало (уж не говоря о читательских знаниях), а вот писателей, наоборот, множество, и великолепных.

В самом деле, как быть, если примерно в одно и то же время, но в разных концах Москвы выступают Людмила Улицкая, Виктория Платова, Александр Иличевский – и это данные только одного издательства?

Организаторы предрекают, что в итоге по ночной Москве будут метаться группы людей, отлавливающих прохожих с вопросом: "Как пройти в библиотеку?".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала