Вера Рыклина, для РИА Новости.
Как же не вовремя Филипп Киркоров крестил свою дочь. Произойди это несколько месяцев назад, никто бы, может, и не стал придавать особого значения рядовому светскому мероприятию, каким, по сути, и были крестины Аллы-Виктории Киркоровой.
Но с тех пор как девушки из группы Pussy Riot были взяты под арест за «панк-молебен» в Храме Христа Спасителя, все, что происходит в церкви и около нее, вызывает повышенный интерес в обществе. А происходит много чего: то пресс-служба патриархата вынуждена неуклюже оправдываться по поводу волшебного исчезновения на фотографии патриарха Кирилла дорогих часов с его руки, то СМИ пишут о странной истории о нанесенном 20-миллионном вреде квартире патриарха, то сама РПЦ говорит о заговоре против нее и призывает судить о церкви по делам, а не по скандальным историям.
Однако вот он – очередной скандал. Во вторник, 18 апреля профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заявил, что певца Филиппа Киркорова надо бы временно отлучить от церкви – за рождение ребенка от суррогатной матери и неподобающее поведение в храме.
«Таких родителей надо не поздравлять, - написал он, - а налагать епитимью и отлучать от Церкви на несколько лет». Аргументируя свое, прямо скажем, неожиданное предложение, священнослужитель обращается к Основам социальной концепции Русской Православной Церкви: РПЦ считает суррогатное материнство «противоестественным и морально недопустимым», а значит, Киркоров совершил грешное и должен нести ответственность.
Публичное таинство
Кураев заговорил о дочери Киркорова после громкого скандала, вызванного крестинами девочки, подробно показанными в самой рейтинговой вечерней передаче «Пусть говорят» на Первом канале. Многие были возмущены тем, что таинство крещения превратили в реалити-шоу со звездами, лимузинами и дорогими нарядами.
На время церемонии храм Ильи Пророка в Обыденском переулке был закрыт для простых прихожан из-за «технического мероприятия по подготовке к Пасхе», а после проведения ритуала Киркоров взошел на амвон и выступил перед своими собравшимися звездными друзьями со словами благодарности.
Кураев недоволен: настоятель храма игумен Тимофей должен был во время церемонии высказаться по поводу недопустимости суррогатного материнства и не допускать Киркорова на священное место, куда мирян пускают только со специальным благословением и по особым случаям. Вместо этого тот «разделял восторг Киркорова» и не чувствовал неудобства во время выступления певца с амвона.
Pussy Riot порадовались за Киркорова
Действительно, шутка ли: Киркоров на амвоне – это формально то же самое и там же, что и история с Pussy Riot, – нарушение установленных порядков в храме. И хотя благодарственная речь о крещении вроде бы звучит куда приличнее и сдержаннее, чем «панк-молебен», вообще-то и в том, и в другом случае дело вовсе не в выступлении с амвона.
Просто звездный шабаш точно так же неуместен в храме, как и музыкальное хулиганство.
Собственно, реакция девушек (а точнее, их представителей) не заставила себя долго ждать: через несколько дней после крестин в ЖЖ Pussy Riot появилась гневно-язвительная запись о случившемся: «К великому счастью всех поклонников творчества народного артиста России, Филипп Бедросович Киркоров не был, как солистки Pussy Riot, взят под стражу сводной бригадой из 30 бойцов спецназа ФСБ, не был арестован судом и не был, невзирая на наличие малолетней дочери, помещен на время следствия в один из московских СИЗО».
Сегодня – через 10 дней после крестин – официальная церковь все-таки отреагировала. Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сдержанно высказался в том смысле, что игумену Тимофею, конечно, не следовало бы пускать Киркорова на амвон, но вообще-то храм открыт для каждого человека, точно так же, как и таинство крещения доступно каждому.
Переборщили
Что будет теперь с Киркоровым? Вероятно, его еще чуть-чуть пожурят да и простят. Что еще? Ну, разве что Малахов снимет еще одну передачу про очередную травлю «короля отечественной поп-музыки», да и то вряд ли.
Ни сам Киркоров, ни Малахов, поставивший репортаж о звездных крестинах в прайм-тайм, не хотели ничего плохого и уж тем более – антиклерикального.
Несколькими программами ранее Малахов клеймил участниц группы Pussy Riot и крайне эмоционально предрекал, что дети их всю жизнь будут замаливать материнские грехи. Он в нынешнем эстетическо-принципиальном противостоянии части общества и церкви совершенно очевидно на стороне последней.
И показав всей России церемонию крещения дочери Киркорова, он хотел не только поддержать своего друга, но и доступными методами распропагандировать традиции: многие захотят сделать так же, как любимый певец, и отдадут своих отпрысков в лоно церкви.
Малахов просто перегнул палку, в эфире федерального канала подарив девочке единственную в мире икону, побывавшую в космосе, и показав, как весь московский бомонд обсуждает, рожать ли певцу второго ребенка от еще какой-нибудь суррогатной мамаши.
Ну и амвон был лишним. В условиях беспрецедентного внимания, которое привлечено к РПЦ в последние недели, церковь не могла смолчать. Ей надо было отреагировать хоть как-то. Иначе бы это стало еще одним лыком ей в строку.
А в преддверии 24 апреля, когда будут судить Pussy Riot и – может так случиться – давать им реальный срок, лишние разговоры об особом отношении к особым прихожанам церкви не нужны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции