Благодаря нашему корреспонденту в Индонезии Михаилу Цыганову мы возвращаемся к истории Робин Лим - акушерки и автора романов, учредителя бесплатных клиник и общественного деятеля, мамы восьми детей и "Героя CNN 2011 года" и много кого еще.
Робин и землетрясения
Еще во время жизни Робин в Багио прошедший над Филиппинами тайфун вызвал там оползень, похоронивший под руинами соседних домов несколько семей. Робин помнит, как ее бабушка, которой уже исполнилось 70 лет, голыми руками разрывала грязь и обломки, чтобы спасти тех, кого еще можно было спасти.
Так что 26 декабря 2004 года, когда подземный толчок силой в миллион упавших на Хиросиму атомных бомб сдвинул тектонические плиты под дном Индийского океана, переместив Суматру - шестой по величине остров планеты - на 20 метров ближе к Индии и заставив дрожать на своей оси саму Землю, а вызванное им цунами тут же обрушилось на берега самой близкой к эпицентру индонезийской провинции Ачех валами воды высотой до 20 метров, наша героиня не колебалась ни минуты.
"Здоровый мир" прибыл в Ачех за три недели до международного Красного Креста, вынужденного ждать разрешения на отправку. Bumi Sehat же, будучи индонезийской неправительственной организацией, смог попасть туда первым.
"С нами была группа из 16 крепких и бодрых покрытых татуировками "ковбоев из Куты" - балийских парней, которые расчистили для нас площадку для лагеря - вокруг же было сплошное месиво из грязи. Они же подготовили лагерь для тех из местных жителей, кто спасся, - рассказывает Робин. - Мы занимались здравоохранением, запасами воды, санитарией - так, мои сыновья строили туалеты (потому что многие контракты на строительство временных бараков вообще не предусматривали туалетов). Представьте себе: тысячи людей в каждом бараке, по восемь человек в комнате, крошечное окошко - и ни одного туалета".
Созданная в Ачех "Здоровым миром" клиника для рожениц работает и по сей день. И пусть цунами 2004 года больше не в новостях, но Bumi Sehat остается единственным местом, где жители этого района могут получить надежную и бесплатную медицинскую помощь.
Кстати, наша беседа с Робин происходила на следующий день после нового землетрясения магнитудой 8,5 по шкале Рихтера примерно в том же районе…
А потом… Потом было много других миссий - снова одними из первых добровольцы "Здорового мира" прибыли в Джокьякарту на индонезийской Яве после землетрясения 2006 года; в провинцию Западная Суматра в 2009 году; даже на Гаити после землетрясения 2010 года (Робин пригласили туда, чтобы помочь в строительстве и налаживании работы клиники для родов, которая сейчас передана местной здравоохранительной организации).
Ужаснее, чем цунами
Но Ибу Робин не считает само землетрясение 2004 года (а это был один из пяти самых сильных на планете за последние сто лет подземных толчков) и последовавшее за ним цунами, которое погубило сотни тысяч людей в 12 странах бассейна Индийского океана, самым страшным из того, что тогда происходило. Чтобы понять ее позицию, вернитесь к верхнему слайд-шоу и представьте себе, что происходит, когда огромные массы соленой морской воды проникают вглубь суши на десятки километров - она просто не оставляет источников пресной воды, пригодной для питья теми, кто остался в живых, и это в условиях экваториальной жары.
"Самой важной работой в это время было обеспечение водой, - вспоминает Робин. - Там просто нечего было пить, и мы доставляли туда воду грузовиками, а долго на этом продержаться нельзя. К счастью, другие неправительственные организации, испанский Красный Крест в этом время бурили скважины и искали незасоленную воду".
И вот в этих условиях, когда людям просто нечего пить и не на чем готовить пищу, и происходит то, что наша героиня считает "самым ужасным": на сцену выходит крупнейший в мире концерн по производству продуктов питания Nestle S.A., которому сейчас принадлежат 456 фабрик и промышленных предприятий в 84 странах мира.
"Он стал раздавать пострадавшим порошковое молоко и уверять женщин, что если они будут кормить детей грудью, то вместе с их молоком им перейдет от матерей и психическая травма, - рассказывает Робин. - Вот так: у них не было ни кухонь, ни топлива, ни воды, но им раздавали порошковое молоко, чтобы они кормили им детей. Из-за этого умерли 63 ребенка: их матери были живы, они могли бы выкормить их грудью, если бы не было перерыва. Да, они голодали, но у вас будет молоко, даже если вы голодаете, но только если вы кормите непрерывно. Остановитесь даже на несколько дней - молоко пропадет".
По словам моей собеседницы, это стандартная практика, хотя она и противоречит международному праву. "Они раздают эти симпатичные упаковки в больницах и учат матерей кормить детей порошком. За каждого ребенка, которого кормили в больнице из бутылки, та получит от 400 тысяч до 500 тысяч рупий (45-55 долларов) - так что больницы обожают эту систему", - уверяет Лим.
А потому "Здоровый мир" обращается с представителями Nestle просто и эффективно: "Мы со всей вежливостью физически вытесняем их, но они возвращаются снова и снова, и нам снова и снова приходится выпроваживать их - потому что в Индонезии из-за порошкового молока реально умирают дети".
Причем подобная практика касается не только развивающихся стран. "После землетрясения в Аквиле я была в Италии, и женщины рассказали мне там, что сотрудники Nestle прибыли на место немедленно и стали призывать женщин не кормить детей грудью, - рассказывает Робин. - А у женщин снова не было кухонь, конфорок, посуды… Но они уверяли, что кормление грудью причинит вред детям. Это происходило даже в Италии, так что это - международная политика: как только случается бедствие, Nestle старается прибыть первым".
"Все матери, которые знают факты относительно кормления грудью, хотят вскармливать своих детей собственным молоком, - подчеркивает Ибу Робин. - Исследования лишь подтверждают то, что знали уже наши бабушки: дети, которых кормят грудью, здоровее, умнее и счастливее. Но промышленность саботирует кормление грудью ради своих прибылей, а в таких странах, как Индонезия и Филиппины, молочные смеси являются убийцами младенцев".
Робин и Россия
Символично, что именно в тот день, когда Ибу Робин получала награду "Героя CNN", в клинике "Здоровый мир" родился очередной русский ребенок - сын Екатерины и Максима Ганкиных Богдан. Впрочем, сама Робин не видит в этом ничего удивительного - и вообще считает, что без помощи россиян ее клиника на Бали, скорее всего, уже не существовала бы. Ведь в январе прошлого года - еще до всей этой истории с CNN - фонд "Здоровый мир" попал в очень трудное финансовое положение: из-за сложной экономической ситуации на планете помощь стала чрезвычайно скудной, а ведь фонд живет исключительно за счет пожертвований…
"И одна замечательная наша подруга, которая родом из России, смогла настолько помочь, что нам не пришлось закрывать ни эту клинику, ни клинику в Ачех. Она была очень щедра и очень сильно помогла нам, - вспоминает Ибу Робин. - Так что если бы не наша связь с русскими, я думаю, "Здоровый мир" на Бали был бы вынужден закрыться".
Благодаря этой своевременной помощи клиника продолжила работу - и лишь несколько месяцев назад на протяжении всего восьми дней в ней родились трое детей из русских семе.
"У нас были случаи, когда люди специально летели на Бали, чтобы рожать в "Здоровом мире", - вспоминает Робин.
Рассказы рожениц из России о том, как обстоит дело с родами в нашей стране, вызывают у нее самый настоящий шок: "Когда они описывали, какую помощь при родах им оказывают в России, это казалось очень жестоким и бездушным. Я не критикую эту систему здравоохранения - просто потому, что я ее не знаю, - но здесь они получили добрую, чистую помощь. И при этом это была такая же помощь, какую получает и нищенка с улицы - всегда с добротой, любовью, дружелюбием, чистотой".
Одна из будущих рожениц, которая относилась к числу тех, кто специально прилетел на Бали из России на последних неделях беременности, и ее муж сидели на той самой скамейке прямо под окном родильной палаты, где проходит и наше интервью.
"Они слышали, как проходят роды, и она плакала. Она сказала, что не смогла найти в Москве места, где она смогла бы рожать, где бы это были добрые и естественные роды. И потому она просто бежала. Они небогатые, самые обычные люди. Они просто сдали свою квартиру и бежали на Бали, чтобы родить своего ребенка здесь", - вспоминает наша героиня.
Россия и Робин
А последним шагом в помощи россиян "Здоровому мира" стал прошедший в Убуде 15 апреля благотворительный вечер "Новая жизнь". Робин читала свои стихи на английском, потом они тут же звучали на русском в переводе Aнны Гераскиной (молодой украинской поэтессы, которая в 2011 году стала победителем фестиваля русской поэзии "Пушкинская осень в Одессе") и под музыку, специально написанную Германом Дмитриевым (талантливым российским скрипачом, лауреатом ряда международных конкурсов). Им ответили муж Робин Вил и ее сын Ханоман, выступившие в составе убудской группы Soul Doctors ("Врачи душ") с написанными Вилом песнями.
Эти же слова слышит и будущая мама во время схваток, у которой может просто не оказаться достаточно сил для того, чтобы завершить роды. "Мы передаем ей свою любовь, и она получает с ней достаточно энергии", - уверяет Робин.
"Мы знаем по собственному опыту, что любовь, притекающая со всего мира, от каждого человека, который прислал немного средств, чтобы помочь "Здоровому миру" выжить, эта любовь на самом деле передается здесь пациентам, - словно бы разъясняет она. - А мы в "Здоровом мире" нуждаемся в помощи более, чем вы могли бы себе представить, потому что если бы не вы, кто помогает нам своей любовью - а мы знаем, что подавляющее большинство тех, кто помогает "Здоровому миру", вовсе не богачи, а простые люди, которые делают то, что они могут для мира, - мы бы закрылись. Они дают понемногу, но они дают это с любовью - и мы разделяем эту любовь со всеми нашими пациентами. Без любви "Здоровый мир" был бы ничем…"
Желающие оказать помощь "Здоровому миру" всегда могут сделать это на сайте клиники.
Вместо эпилога
Лишь только мы завершили интервью, к клинике в Ньюх-Кунинг подъехал автобус с очередной группой посетителей: на сей раз у нашей героини прибыли поучиться около 40 акушерок из одного из самых отдаленных районов Восточной Индонезии - с Центрального Сулавеси.
Что же, Робин Лим верна своему девизу: "Мир был бы намного лучшим местом, если бы всех детей вводили в него с нежностью".
Михаил Цыганов, Ньюх-Кунинг - Убуд