Рейтинг@Mail.ru
Человек Вашингтона и Пекина во главе Всемирного банка - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Человек Вашингтона и Пекина во главе Всемирного банка

© Flickr / Shiny ThingsШтаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне
Штаб-квартира Всемирного банка в Вашингтоне
Читать ria.ru в
Дзен
Итак, у Всемирного банка в понедельник поздно вечером по московскому времени появился новый президент. Джим Ен Ким, американец корейского происхождения, вступит в должность 1 июля и будет возглавлять ВБ пять лет.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Итак, у Всемирного банка в понедельник поздно вечером по московскому времени появился новый президент. Джим Ен Ким, американец корейского происхождения, вступит в должность 1 июля и будет возглавлять ВБ пять лет.

Тут как минимум два феномена. Один – это очередной образец изящного "почерка Обамы" в выдвижении достаточно необычного кандидата, против которого оказалось некому и нечего возразить. И другой – это очевидный курс на перемены во Всемирном банке как часть реформ в системе управления миром.

Много корейцев

Перед нами уже второй кореец во главе крупной и влиятельной международной организации. Первый, конечно, это Пан Ги Мун, Генеральный секретарь ООН.

История с его избранием на этот пост в 2007 году чем-то похожа на то, что произошло сейчас с главой Всемирного банка. После африканца Кофи Аннана в ООН нужен был – по негласно существующей ротации – человек из Азии, но в 2007 году Китай уже был чересчур силен, на вкус США. А у США есть право вето на кандидатуру генсека – но ведь и у Китая, как и прочих великих держав, тоже. Компромиссом оказался кореец Пан.

Конечно, человек он не идеальный – с замашками офисного диктатора и очень склонный рефлекторно оказываться на стороне США и ЕС во множестве ситуаций, а уже потом разбираться в том, что же происходит. В общем, западник, хотя и человек Востока. Но в итоге Пан научился на нелегком опыте, понял, что он не император мира, а подотчетный международный чиновник, послушный Уставу ООН и вынужденный лавировать между интересами почти двух сотен стран. И в целом с ним теперь все хорошо.

И вот – опять кореец, хоть и американский. Что, тенденция? Конечно, корейцы – особый для Азии народ. Например, мало кто знает, что Филиппины – не единственная христианская нация Азии, еще есть Корея (здесь речь, конечно, о Южной Корее). Официально в этой стране христиан четверть (но в городах – куда больше), причем не только католики, а в основном американские и местные протестанты.

Кстати, и Китай мог бы быть таким, мало кто знает, что революция 1911 года прошла при сильном влиянии американских христиан – к таковым относился и лично Чан Кайши. Потом пришел Мао, и дальнейшее известно.

Возвращаясь к корейцам: люди этой нации в Азии известны взрывным и упорным характером, и тут уже и Север ничем не отличается. Но если Пан Ги Мун – типичный представитель своей нации, то Ким – не очень. Причем во многих смыслах.

Вообще-то он американец

Начнем с имени. В Восточной Азии фамилия чаще всего стоит первой, то есть Пан Ги Мун по фамилии – именно Пан. С новым главой Всемирного банка все сложнее. Джим – это его американское имя. Фамилия его Ким. Итого Джим Ким. Если бы он жил на исторической родине, он был бы Ким Еном. Но он все равно что родился в США (попал туда в пятилетнем возрасте), корейский учил в школе как иностранный, и по паспорту с детства американец. Собственно, президент ВБ пока что всегда американец (экс-банкир, бывший член администрации и т.д.), а глава МВФ – европеец.

Но Джим Ен Ким – довольно необычный глава Всемирного банка не только из-за происхождения, но и из-за яркой биографии. Потомственный медик, 52-летний доктор Ким известен как человек, весьма успешно боровшийся со СПИДом в Африке в период работы во Всемирной организации здравоохранения. Потом работал главой престижного Дартмурского колледжа.

И в итоге, когда Барак Обама назвал его кандидатуру на пост главы ВБ, оказалось, что никто особо не возражает.

Это – после долгих разговоров насчет того, что растущие экономики (прежде всего Китай, Индия, Россия и другие) постепенно стараются взять власть во всех международных структурах, особенно финансовых. Как минимум они демонстрируют – на самом деле пока просто упражняют – мускулы в таких ситуациях. И тут тоже все готовились к умеренной драке. Например, на апрельском саммите БРИКС в Дели.

Идея тех, кто еще не знал подводные течения, была в том, что там могли предложить своего кандидата, а потом посмотреть, сколько голосов он соберет на совете директоров банка – и, может быть, покончить с американской монополией. По крайней мере, так было с недавними выборами директора МВФ. Пытались. Упражнялись.

Но приехавшая в Дели буква "К" (то есть Китай) заявила, что Ким – отличный кандидат. И все стихло. Почему? Потому что кандидат Обамы во многих смыслах "обамовский" человек, человек как бы между нациями и человек перемен, но таких, чтобы американцы из них не выпадали. Китай и США вовсе не всегда и не во всем спорят, и здесь у них сошлись взгляды на то, что во Всемирном банке нужны именно перемены, а не какой-то "захват" или "переворот".

Медленное движение в сторону ООН

ВБ, наряду с Международным валютным фондом, начинал свою работу в 1944 (фактически в 1945-м) году с того, что восстанавливал разрушенную Второй мировой Европу.

Потом, в 60-е, на глобальной карте появился развивающийся мир, и банк (вообще-то это банковская группа) начал помогать новым странам. Ну, и, подобно МВФ, привязывать их к западной системе (СССР финансировал своих союзников, в качестве альтернативы; кстати, после 1991 года ВБ помогал и России – дал 12 миллиардов долларов).

С такой "идеологией развития" ВБ избежал скандалов, выпавших в немалых количествах на долю МВФ. МВФ занимается помощью государствам и их бюджетам, требуя взамен финансовой дисциплины, не говоря о политических условиях, что никому не нравится. Поэтому развивающиеся страны, во многом по старой памяти, так и стремятся повысить свою роль именно в МВФ. А ВБ тут несколько в стороне.

Но сегодня мир ушел и от этой модели помощи. На сайте ВБ можно увидеть достойное внимания выступление одного из крупных представителей банка, где высказываются следующие идеи. Модели "богатый Север помогает бедному Югу" больше нет. Главный мотор мирового экономического развития – развивающиеся страны (опять же Китай, Россия, Индия и прочие). Банк поэтому должен меняться.

Да, собственно, он и меняется – медленно движется в сторону ООН. Дело в том, что есть "цели развития тысячелетия" – их утвердили в 2000 году в ООН все нации мира. И банк, прежде всего, финансирует глобальный прогресс именно по этой программе. То есть от роли "орудия Запада" потихоньку отодвигается.

Джим Ким, он же Джим Ен Ким – это реформа ВБ, переход его к новой модели работы, приемлемой и желаемой для "развивающихся" – но и для старых хозяев мира тоже.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала