ИЕРУСАЛИМ, 14 апр — РИА Новости. Патриарх Иерусалимский Феофил III вошел в кувуклию — часовню над каменной плитой Гроба Господня, где покоилось тело Христа после Крестной смерти в Страстную пятницу до его воскресения. Именно в этом месте, священном для всех христиан, в Великую субботу накануне Пасхи ежегодно появляется Благодатный огонь.
Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня.
В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а люди в храме погибнут. Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Бога даровать Благодатный огонь.
Некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре в кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.
Большинство держат в руках по несколько свечей, каждая из которых подобна факелу, — так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория — и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством — он не обжигает.
Чудо или нет?
Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь возгорается ежегодно именно в канун православной Пасхи, по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и тысяч паломников в храме Гроба Господня.
Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не объяснена наукой. Они присутствуют в иерусалимском храме Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.
В то же время, в обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощнейшую волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова "чудо".
По словам председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, физическая природа этого явления, "возможно, нуждается в дополнительном исследовании", и некоторые ученые в наши дни эту природу исследуют и приходят к "очень интересным выводам", свидетельствующим о том, что явление это "необычное, чудесное".
Первый зампредседателя Учебного комитета Русской православной церкви, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов и председатель Информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда считают, что схождение огня в храме Гроба Господня ежегодно напоминает о чуде Воскресения Христова, и верующие вольны воспринимать его как знак или как чудо.
"Сошествие Благодатного огня в Иерусалиме, в главном храме всего христианского мира, в том месте, где произошло чудо Воскресения Господа нашего Иисуса Христа — это образ, который восходит к первообразу. Это экстраординарное, сверхъестественное или близкое к сверхъестественному событие, которое имеет значение не само по себе, а как напоминание того, что Господь воскрес, и преодолеваются законы природы", — сказал настоятель университетского храма на онлайн-конференции в РИА Новости в преддверии Пасхи.
Он назвал доброй установившуюся в последние годы традицию принесения Благодатного огня в храмы России.
"Чудо, в отличие от научных выводов, не обладает насильственным характером. Человек всегда волен принимать что-то как действия Бога, либо не принимать. Для меня как раз существующие сомнения в том, что там происходит в храме Гроба Господня, и есть еще одно подтверждение подлинности чуда, потому что чудо всегда свободно. Ты всегда свободно принимаешь это или не принимаешь", — отметил глава Информотдела РПЦ Владимир Легойда.