Рейтинг@Mail.ru
Литвин: разговоры о приватизации ГТС - не более чем нагнетание страхов - РИА Новости, 12.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Литвин: разговоры о приватизации ГТС - не более чем нагнетание страхов

© РИА Новости / Сергей ТышковецПредседатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин
Читать ria.ru в
Дзен
Почему украинский парламент до сих пор не ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ? Обеспечит ли Верховная Рада возможность создания газотранспортного консорциума? Какими будут предстоящие парламентские выборы, сможет ли объединиться оппозиция и существует ли легитимный способ участия в выборах Юлии Тимошенко, рассказал в интервью РИА Новости председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин.

Почему украинский парламент до сих пор не ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ? Обеспечит ли Верховная Рада на законодательном уровне возможность создания газотранспортного консорциума? А также о том, какими будут предстоящие парламентские выборы, сможет ли объединиться оппозиция и существует ли легитимный способ участия в выборах осужденной экс-премьера Украины Юлии Тимошенко, рассказал в интервью РИА Новости председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин. Беседовала София Мусич.

- Россия и Украина во время приезда в Киев спикера Госдумы РФ Сергея Нарышкина договорились повысить уровень сотрудничества в рамках межпарламентской комиссии. Согласована ли уже точная дата и место проведения заседания? Какими будут главные темы обсуждения?

- Совершенно очевидно, что в нынешних условиях необходимо усилить и нарастить парламентскую составляющую двустороннего сотрудничества, исходя из важности преодоления недоговоренностей в наших отношениях. Депутаты могут и должны говорить без дипломатических условностей, открыто обсуждая как те вопросы, в которых мы единодушны, так и то, что усложняет межгосударственные отношения. Голос парламентов должен звучать более весомо.

Мы договорились до июля провести два заседания межпарламентской комиссии по сотрудничеству. Первое - в Воронеже, где планируется обсудить вопросы совместной работы в такой наукоемкой сфере, как авиастроение. Я обратился к правительству, и по распоряжению премьер-министра создана рабочая группа, которая нарабатывает соответствующие предложения украинской стороны. Второе заседание предполагается в Днепропетровске на базе предприятия "Южмаш" для рассмотрения не менее актуальной темы - сотрудничества в сфере космоса.

Для того, чтобы перевести межпарламентское сотрудничество в новое качество, необходимо уже после наших парламентских выборов (октябрь 2012 года - ред.) создать в Верховной Раде комитет по вопросам СНГ, России и соотечественников за рубежом. Это упущение, что такого комитета у нас нет. Мы постоянно говорим о важности развития наших взаимоотношений, имеющих исторические и человеческие корни, тогда как эта важная тема "разбросана" по комитетам. Частично ею занимаются многие. А предметно - никто.

На мой взгляд, был бы полезным постоянно действующий совет руководящих органов Верховной Рады и двух палат российского парламента, который видится ключевым инструментом координации взаимодействия и сотрудничества наших стран. Решения на уровне парламентов будут решениями народов. Тогда они будут иметь реальную силу.

И наконец, нам следует уже определиться - и дальше существовать на разрыве между Востоком и Западом, или встать на внятную позицию.

- Почему соглашение о зоне свободной торговли в рамках СНГ до сих пор не передано в украинский парламент для ратификации?

- Правительство мотивирует это необходимостью согласования неких технических деталей. Для того, чтобы парламент мог принять соглашение к рассмотрению, нужно, чтобы этот документ поступил в Верховную Раду.

В парламенте есть потенциал ратифицировать соглашение. Если это равноправный или приближающийся к нему экономический документ. Исхожу из того, что его нельзя политизировать, а наоборот, надо учитывать то обстоятельство, что товарооборот между Украиной и Россией сегодня составляет более 56 миллиардов долларов. Отказаться от этого - непозволительная роскошь. Украина не должна терять экономические перспективы.

- А Вы не увязываете промедление ратификации этого документа с газовыми переговорами или с парафированием соглашения о ЗСТ с Евросоюзом?

- В этом сложном мире все взаимосвязано. Мне бы очень хотелось, чтобы в документе, который получим, было как можно меньше изъятий, а если избежать этого не удастся, - чтобы они носили паритетный характер. Если мы говорим о необходимости углубления экономических отношений, нужно демонстрировать реализм и желание уступать друг другу. Каждая страна, уступив, должна в итоге выиграть по всем направлениям. Это наиболее правильный подход. Демонстрация принуждения к дружбе ни к чему хорошему не приводит.

- Вы не опасаетесь противостояния в Раде во время ратификации этого соглашения, как это уже было во время ратификации Харьковских соглашений в 2009 году, когда оппозиция блокировала их утверждение?

- Сегодня оппозиция демонстрирует большую "пророссийскость", нежели отдельные провластные политические силы. Которые, казалось бы, по определению, должны держать курс на Восток.

Блокируется парламентская трибуна при рассмотрении вопроса об отчете временной следственной комиссии по газовым соглашениями, подписанным с РФ в 2009 году или при рассмотрении правительственного законопроекта о реформировании нефтегазового комплекса, который разработан во исполнение Европейской энергетической хартии. Вообще скажу: наши политики очень часто смотрят куда-то за пределы страны, особенно в периоды избирательных кампаний. И в этом беда и, по большому счету, трагедия Украины.

- В ближайшее время парламент должен вернуться к рассмотрению во втором чтении законопроекта о реформировании нефтегазового комплекса. В Минэнерго говорят, что будут вносить правки в документ, которые бы предусматривали возможность создания газотранспортного консорциума. Не считаете ли Вы, что именно из-за этих изменений рассмотрение и принятие законопроекта может блокироваться оппозицией?

- Я исхожу из того, что газовая труба должна работать и давать экономический результат. Необходимо быть прагматиками, оценить выгоду от ее использования. А для этого надо, в конце концов, уже реализовать долгоиграющие намерения о создании газотранспортного консорциума. Украина заинтересована в том, чтобы система работала? Заинтересована. Россия заинтересована в том, чтобы ее газ поставлялся в Европу? Заинтересована. И Европа заинтересована в том, чтобы над ней периодически не нависала угроза замерзания? Еще как заинтересована.

Давайте работать, а не заниматься разговорами и уговорами то одной, то другой стороны. Еще раз повторяю: нужно работать, четко определив исходные позиции. Иначе Россия потеряет рынки, а мы - трубу. А это пуповина, которая связывает Украину и с Россией, и с Европой.

- Но оппозиция апеллирует к тому, что труба может быть отчуждена и передана России, возможно приватизирована...

- Во-первых, только недавно определен аудитор, который займется оценкой реальной стоимости украинской трубы. Но вопрос в том, чтобы комплексно и объективно оценить потенциал ее работы.

Разговоры о приватизации трубы - не более чем нагнетание страхов, поскольку она внесена в перечень объектов, приватизация которых запрещена на законодательном уровне.

- Несмотря на то, что официально еще не дан старт избирательной кампании, практически все крупные политические силы готовятся к парламентским выборам. Какая же она будет, учитывая новое избирательное законодательство?

- Она будет жесткой, даже жестокой, потому что ставки очень высоки. Те политики и политические силы, которые не получат искомого результата, будут исключены из активной политической жизни, и вернуться назад в "большую политику" будет весьма проблематично. По себе знаю, что это неимоверно сложно и практически невозможно.

В нынешней, уже начавшейся кампании, все разговоры сводятся к тому, честными или нечестными были выборы. Под удобным и сугубо временным лозунгом о "честных выборах", похоже, мало кто думает, какой из них выберется страна. Похоже, об этом вообще не думают. И не в последнюю очередь из-за того, что все внимание занимают мысли, как приспособить для себя и под себя закон о выборах.

Мне этот закон (о выборах народных депутатов) патологически не нравится. Я не являюсь сторонником полумер, - смешанной избирательной системы, которая будет порождать депутатов "двух сортов". Но поскольку воля конституционного большинства такова, вынужден считаться с ней, с компромиссом, который был достигнут.

- Как Вы относитесь к тому, что в парламентских выборах впервые не будут принимать участия лидеры оппозиции, в частности, осужденные экс-премьер Юлия Тимошенко и экс-министр МВД Юрий Луценко?

- Как мне представляется, с точки зрения власти, наиболее приемлемым было бы их участие в выборах. Это не повлияло бы ни на рост рейтингов партии власти, ни на его падение. Но с точки зрения некоторых представителей оппозиции, этот вариант нежелателен для них самих. Сегодня о себе уже заявляют новые лидеры оппозиции, идет согласование квот представительства в списках и в будущих институтах власти, и даже определяется порядок расстановки кадров. А участие Тимошенко и Луценко в выборах разрушило бы эти планы.

- А Вы верите в то, что оппозиция объединится?

- Собственно те, кто соотносит себя с оппозицией, должны продемонстрировать выполнение на практике призывов к самопожертвованию. Если процесс объединения произойдет, то больше всего, наверное, потеряет "Батькивщина" (лидер - Тимошенко - ред.), которой придется отдавать верхние позиции избирательного списка представителям других политических сил.

- Вы видите легитимный путь обеспечения участия Тимошенко и Луценко в выборах, на чем неоднократно настаивала Европа?

- Дело в том, что в соответствии с Конституцией не могут быть народными депутатами лица, имеющие судимость, которая не погашена в установленном законом порядке. Но возникает вопрос: а могут ли они принимать участие в выборах? Здесь есть проблема, потому что есть мнение, что они могут принимать участие в выборах, занимая места в избирательном списке, но Центризбирком не должен их регистрировать в качестве народных депутатов после прохождения соответствующих политсил в парламент. Видимо, разъяснить ситуацию во избежание юридической коллизии должен Конституционный суд. Но пока я не слышал, чтобы кто-то обращался в суд с соответствующим запросом. Поэтому не исключаю, что оппозиция может технологически использовать этот факт разночтения.

- Содокладчики Парламентской ассамблеи Совета Европы во время своего последнего визита на Украину заявили, что устали слышать о создании очередной рабочей группы по выполнению резолюции Совета Европы и хотят видеть конкретные шаги власти в части изъятия статей 365 и 364 из Уголовного кодекса. Существует ли все-таки возможность в нынешнем составе Рады декриминализировать статьи, по которым осуждены Тимошенко и Луценко?

- Эту проблему нужно рассматривать шире. То, что предлагается, как будто бы носит персонифицированный характер, но на выходе не дает декларируемого результата. Представьте: парламент принимает решение о декриминализации статей 364 и 365, но какие последствия оно имеет? Нужно выписать, как эти статьи должны применяться. Ко всем осужденным по этим статьям? Или к отдельным личностям? Очевидно, если мы говорим о необходимости ликвидации этих статей в существующем виде, то нужно ставить вопрос об освобождении всех тех, кто был по ним осужден. Закон должен быть равным по отношению ко всем, но так вопрос не ставится. Так что после неоднократного внесения этого законопроекта у меня есть основания предполагать, что речь идет о политическом процессе, а не о конкретном результате.

Судьба Тимошенко и Луценко стала проблемой для Украины, поскольку европейские структуры так просто не откажутся от своих требований. Но, к сожалению, в парламенте есть желание перекричать друг друга, не решая проблему по сути. Мы не ищем компромисс, а должны выйти на компромисс политико-правового характера.

- То есть Вы сомневаетесь в том, что эти статьи будут декриминализированы?

- Проект закона, который  был предложен, не был поддержан Верховной Радой. В его поддержку высказались всего 139 депутатов, даже не все представители оппозиции. Я предложил подойти серьезно к его подготовке, в том числе, с учетом сказанного ранее, провести консультации,  в том числе с судьями-практиками, определить, какая цель ставится, и оптимальные пути ее достижения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала