Рейтинг@Mail.ru
Театр.Doc готовит вторую часть спектакля о Сергее Магнитском - РИА Новости, 11.04.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Театр.Doc готовит вторую часть спектакля о Сергее Магнитском

Читать ria.ru в
Продолжение спектакля "Час 18" о смерти юриста Сергея Магнитского репетирует московский Театр.Doc, сообщила РИА Новости руководитель театра Елена Гремина.

МОСКВА, 11 апр - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Продолжение спектакля "Час 18" о смерти юриста Сергея Магнитского репетирует московский Театр.Doc, сообщила РИА Новости руководитель театра Елена Гремина.

Спектакль "Час 18" впервые показали в июне 2010 года. Постановка, рассказывающая о смерти в тюрьме юриста Сергея Магнитского, вызвала многочисленные дискуссии, вышедшие за рамки театральных кругов. Театр.Doc, существующий уже десять лет, созданный драматургами Еленой Греминой и Михаилом Угаровым и их соратниками, занимается пропагандой и развитием документального театра в России, в частности, технологии "вербатим". Этот драматургический метод, принесенный из Англии, подразумевает написание пьесы, состоящей исключительно из подлинных высказываний реальных людей. Спектакль становится документальным свидетельством, а не плодом художественной фантазии.

За время своего существования Театр.Doc успел наметить разные течения в вербатиме. Одним из краеугольных камней вербатима всегда называли "ноль-позицию" - то есть полный отказ от собственного мнения, авторское невмешательство и беспристрастность. Спектакль "Час 18" стал первым и исключительным опытом Театра.Doc, в котором авторы сознательно отказались от "ноль-позиции", аргументировав это тем, что в этой вопиющей истории, по-человечески невозможно оставаться нейтральным. На фоне непрекращающихся годами разговоров об отсутствии в России политического театра, об утрате сценой гражданской позиции, в маленьком подвале в Трехпрудном переулке выпустили спектакль, жестко критикующий судебную систему.

Юрист Сергей Магнитский был арестован в 2008 году по обвинению в участии в финансовых махинациях. Магнитский являлся руководителем отдела налогов и аудита в фирме, оказывавшей юридические услуги фонду Hermitage Capital Management, и был обвинен в том, что оказывал помощь фонду в уклонении от налогов на общую сумму в 5,4 миллиарда рублей. Через 11 месяцев предварительного заключения, во время следствия, Магнитский скончался в "Матросской тишине". Общественность и правозащитники не раз поднимали вопрос о неоказании Магнитскому необходимой медицинской помощи. На сегодняшний день, уголовное дело в отношении Магнитского снова возобновлено. Новый виток дела и побудил авторов спектакля заняться второй серией спектакля.

"Меня, как автора пьесы, по которой поставлен спектакль "Час 18", впечатлил тот факт, что сейчас они собираются судить мертвеца. Раньше всегда считалось, что возбуждение уголовного дела в отношении умершего человека может происходить только с целью его реабилитации. Тем не менее, против Магнитского снова возбуждено дело. Мать Магнитского делала запрос, просила объяснить ей смысл происходящего. Ей было отвечено, что смысл объяснять ей не обязаны, так как она не участник уголовного процесса. Они убили человека в тюрьме и еще собираются его судить. Это какая-то фантасмагория", - говорит драматург Елена Гремина.

Спектакль "Час 18" был задуман авторами - режиссером Михаилом Угаровым и драматургом Еленой Греминой - в жанре суда. Театральные деятели выступили в роли обвинителей и поставили людей из так называемого "списка Магнитского" на место обвиняемого. Актеры, исполнявшие роли судей и тюремных врачей, произносили оправдательные монологи, а кинорежиссер Борис Хлебников на видеозаписи читал письмо Сергея Магнитского из тюрьмы.

Продолжение будет еще более фантасмагоричным, чем первая часть, взявшая за точку отсчета образ Страшного суда. Драматург Елена Гремина увидела в происходящем аналогии с судебной трилогией Сухово-Кобылина - классического драматурга 19 века, испытавшего на себе все ужасы судебной системы.

"Эта история суда против мертвеца показалась мне достойной Гоголя или Сухово-Кобылина. Хотя мы, конечно, не навязываемся в компанию к нашим кумирам. Но решать этот спектакль будем в жанре документальной фантасмагории. В начале второй части следователь скажет - "друзья, у меня для вас очень хорошая новость - смерти нет! Магнитский умер, но мы все равно будем его судить". Реальность стала кошмаром, во второй части получается, что эти антигерои стали какими-то потусторонними силами. Ну, кто еще может судить мертвеца? Если люди пытаются взять на себя функцию Страшного суда, узурпируют ее, то кто они?", - говорит Гремина.

Над второй серией спектакля работает та же команда, но теперь, возможно, к ней прибавятся новые люди. В адрес спектакля "Час 18", как и в адрес многих других документальных спектаклей, часто раздавались обвинения в пренебрежении к художественному воплощению замысла. Вторая серия "Часа 18", по словам Греминой, потребует особого внимания к оформлению.

"В этом документальном материале для нас есть театральный вызов, требующий достаточно радикального, специального оформления, серьезной визуальной составляющей. Мы задумали оформление в традициях Магритта, у него есть картина, которая нас вдохновляет, - "Девочка, поедающая птиц"", - рассказала Елена Гремина.

Как и в прошлый раз, основой пьесы станет материал, собранный во время интервью с участниками событий, с людьми, знающими устройство судебной системы изнутри. Когда тема столь щекотлива и небезопасна, собрать материал особенно трудно. Но, по словам Греминой, за время жизни первого спектакля, этот процесс стал более интенсивен.

"Спектакль привлек внимание многих, кого волнует эта тема. "К нам на спектакль, который идет уже полтора года, приходили разные люди, в частности, те, которые недавно уволились из Бутырки или из Матросской тишины. Они готовы делиться с нами информацией. Пока сбор проходит нормально, нам разрешают использовать диктофон. Но, естественно, если люди захотят, то мы сохраним анонимность. Люди хотят разговаривать, видимо, эта ситуация не только нас беспокоит", - рассказала Гремина.

По словам драматурга, вторая часть спектакля получится более жесткой и мрачной. "Спектакль "Час18" был задуман и сделан в течение нескольких месяцев сразу после смерти Магнитского. Тогда в обществе было другое настроение. Спектакль, конечно, был достаточно мрачным, но еще была надежда на "оттепель", на перемены и реформы. И действительно, что-то реальное было сделано в плане смягчения системы наказаний и т.д.

"Мы давали понять, что однажды справедливость для всех наступит. Но прошло время, и это ощущение исчезло. Сделать этот спектакль наш долг. Конечно, было бы прекрасно оставить "Час 18" в архиве, зная, что он стал неактуальным. Это был бы лучший финал этого спектакля, но, к сожалению, вместо этого приходится писать вторую часть. Гораздо более страшную", - рассказала Гремина.

В Театре.Doc принято еще до премьеры документального спектакля показывать его несколько раз, оценивая реакцию публики, обсуждая с неравнодушными. В этот раз авторы планируют использовать ту же схему.

"Осенью на фестивале "Любимовка" мы хотим показать эскиз спектакля, устроить предварительный показ. Но, может быть, уже к концу театрального сезона мы покажем какой-то материал. Документальные проекты очень трудоемкие, они требуют многократных показов на публику, только так документальный материал начинает по-настоящему жить в театре", - рассказала Елена Гремина.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала