С.-ПЕТЕРБУРГ, 10 апр - РИА Новости. Научно-исследовательское судно "Академик Федоров" летом 2012 года пройдет ремонт и подготовку к новому рейсу в Антарктиду, вместо первоначально запланированного рейса на арктический шельф, рассказал РИА Новости руководитель отдела флота Арктического и Антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) Владимир Зайцев.
"В этом году работа "Академика Федорова" на шельфе не планируется. Точные причины мы назвать не можем, это лучше выяснять у заказчика работ. По возвращении из Антарктического рейса в мае судно встанет на ремонт",- рассказал Зайцев.
Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды России и Роснедра.
Ранее главным исполнителем работ на шельфе выступал Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (ГНИНГИ) совместно с ААНИИ, ФГУП "Росатомфлот", "ВНИИОкеангеология". В феврале лицензию на дополнительные исследования хребта Менделеева на шельфе получила компания "Севморгео". Летом эта компания соберет дополнительные материалы для заявки России в комиссию ООН по морскому праву с целью определения границ континентального шельфа. В рамках контракта на выполнение работ по сейсморазведке "Севморгео" арендовало оборудование за 6,3 миллиона долларов.
Ремонтные работы на "Академике Федорове" с 2009 года составляют около 80 миллионов рублей ежегодно. По правилам, суда такого класса должны проходить ежегодное докование и сопутствующий ремонт, который длится от 35 до 60 суток. После этого судно должно быть представлено на соответствие морскому регистру.
"Верфь, в которой будет производиться ремонт, будет определена позднее, в ходе тендера. Это может быть и зарубежная верфь, такие случаи ремонта уже бывали. По планам, следующий антарктический рейс должен начаться в конце 2012 года, по согласованию готовности судна к выходу",- сказал Зайцев.
Если новое судно "Академик Трешников", который сейчас проходит испытания и достройку на адмиралтейских верфях, вступит в строй научно-исследовательского флота России этим летом, то оно отправится в Антарктиду вместе с "Академиком Федоровым", напомнили в пресс-службе ААНИИ.
"Обязанности по работе в Антарктиде будут более или менее распределены между двумя этими судами. Скорее всего, "Академик Трешников" выйдет из Петербурга чуть позже и будет работать на более легком участке - на снабжении российской антарктической станции Беллинсгаузен", - сказал представитель пресс-службы.
Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако в предыдущий раз заявка была отклонена в связи с недостатком информации. В случае, если ученым удастся доказать, что эти хребты - продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива.
Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в Комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно достать из-под покрывающего их слоя осадков в 0,5 километра толщиной лишь с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.
Другие арктические страны - такие, как Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Исландия - также планируют подавать заявки на расширение границ арктического шельфа, чтобы получить право вести разведку и добычу углеводородного сырья.