Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Когда умирает актер, создавший яркую, любимую публикой роль, прощание становится вдвойне горше, несмотря на то, что сыгранный им персонаж давно уже живет своей жизнью. 8 апреля не стало Анатолия Равиковича, создавшего обаятельный образ инфантильного недотепы Льва Хоботова, на долгие годы ставшего символом современного интеллигента.
Звездная роль
В творческом багаже 75-летнего Анатолия Юрьевича осталось немало ярких ролей - Карлсон, Эркюль Пуаро, кардинал Мазарини, Расплюев, Мармеладов, Тартарен из Тараскона, Санчо Панса… За плечами у него было более сорока картин, множество театральных ролей, ряд популярных телесериалов, а вот всенародную известность и узнаваемость ему принесла всего одна работа - в комедии Михаила Козакова "Покровские ворота" (1982).
Фильм стал с годами культовым, а реплики из него давно ушли в народ в виде афоризмов. Ни до, ни после этого Равиковичу не удалось работать в более блестящем актерском ансамбле, руководимым не менее талантливым режиссером.
Надо отметить, что "Покровские ворота" стали поистине звездным часом для многих участников, сыгравших в ленте свои лучшие роли - Олега Меньшикова (Костик), Инны Ульяновой (Маргарита Павловна), Виктора Борцова (Савва Игнатьевич).
Для Равиковича как состоявшегося театрального актера, которому к тому времени уже было 40 лет, Хоботов стал первой крупной ролью в кино, своего рода дополнительным экзаменом на профпригодность. И он его блестяще сдал, несмотря на непростые отношения с режиссером-постановщиком.
Партнер Равиковича по фильму, Леонид Броневой, сыгравший артиста эстрады Велюрова, отметил, что его коллеге было довольно сложно работать с Михаилом Козаковым. "Он вынужден был повторять интонационно все так, как считал правильным режиссер. Равикович очень страдал по этому поводу, но фильм вышел и стал одним из самых популярных", - рассказал Броневой.
В итоге линия мягкотелого недотепы Хоботова, отстаивающего у своей бывшей супруги Маргариты Павловны, женщины властной и деспотичной, право на личную жизнь, стала одной из самых ярких в картине.
Человек чувства
"Это жизнь: один завоевывает кубки, другой гравирует на них его имя", - горестно констатировал герой Равиковича и, чуть погодя, добавлял: ""Независимые умы никогда не боялись банальностей!"
На что слышал от экс-жены повелительное: "Хоботов, ради бога, уймись! Это временная, но необходимая мера. Я ответственна перед тобой и перед женщиной, которая однажды явится, и которой я обязана вручить тебя невредимым, целым, в здравом рассудке".
Сквозь комедийную легкость сюжета и полное отсутствие отрицательных персонажей в "Покровских воротах" подчас проступало трагическое - бунт маленького человека против насильственного осчастливливания.
Кто-то из зрителей увидел в этом весьма распространенный типаж несчастного мужа-подкаблучника, который всецело находится во власти жены ("Хоботов, это мелко!", "Хоботов, это упадничество!", "Банально, Хоботов!").
В чем-то отношения Хоботова и Маргариты Павловны походили на связь советского народа и партии, где для первого была начертана жесткая схема пути к светлому будущему. Не случайно в роли счастливого соперника беспомощному в быту интеллектуалу Хоботову был противопоставлен умелый рабочий класс в виде слесаря Саввы Игнатьевича.
Образ Льва Евгеньевича получился столь сочным, что публика много лет ассоциировала актера с его знаменитым персонажем. Сам же он признавался, что, несмотря на совсем другой характер, некоторые черты у него с Хоботовым, действительно схожи.
"Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства", - как-то сказал Равикович, который, как и Хоботов, влюбился на пятом десятке лет. Его избранницей стала замечательная петербургская актриса Ирина Мазуркевич, младше его на 21 год, с которой они вместе прожили душа в душу много лет.
К сожалению, последующий роман с кино у Анатолия Юрьевича, несмотря на всю его продолжительность, получился не таким запоминающимся, как работа в "Покровских воротах". Возможно потому, что кинематограф, в отличие от театра, все же больше режиссерское, нежели актерское искусство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.