ЛОНДОН, 4 апр - РИА Новости, Александр Смотров, Елена Пахомова. Первый шедевр знаменитого венецианского художника Тициана "Бегство в Египет" впервые покинул коллекцию Государственного Эрмитажа для выставки в лондонской Национальной галерее, которая открывается в среду.
Куратор выставки, хранитель коллекции венецианской живописи Государственного Эрмитажа Ирина Артемьева рассказала РИА Новости, что невозможность экспонирования картины на протяжении последних лет была вызвана длительной реставрацией, которая длилась с 1999 года.
В процессе работ было осуществлено укрепление живописи, дублирование картины на новый холст, а также снятие лишних слоев лака, что позволило воссоздать изначальный колорит картины.
"Идея выставки в Лондоне родилась совместно во время визита Николаса Пенни, директора Национальной галереи, с которым я давно дружу. Он сам является специалистом по венецианской живописи и в этом смысле мы с ним давние коллеги. Два года назад он приехал посмотреть, как идет реставрация. Когда он увидел картину, он буквально, как говорится, упал", - рассказала Артемьева.
"Бегство в Египет" датируют 1507 годом, когда художник работал в мастерской знаменитого живописца Джорджоне. Полотно было выполнено по частному заказу для дворца венецианского патриция Андреа Лоредана. В основу сюжета положена новозаветная история о бегстве Девы Марии и Иосифа с младенцем Иисусом в Египет от преследования царя Ирода.
Картина стала революционной для своего времени во многих смыслах: по размеру, по сюжету, по цветовому решению и по детальной прорисовке пейзажа.
"Тициан задумывал показать здесь гармоничное вписание человека в природу. На заднем плане изображены Доломитовые Альпы, близ которых художник и вырос", - отметила искусствовед. Со-куратор выставки Антони Маццотта лично съездил в эти места и сделал фотографию той же горы, которая присутствует на картине, и разместил их рядом в каталоге выставки.
"Бегство в Египет" приобрела в эрмитажную коллекцию еще Екатерина II в 1768 году. Предыдущая реставрация полотна была осуществлена в XIX веке, но с рядом недочетов, которые привели к деформации картины - полотно удалось исправить только сейчас.
Тициану, несмотря на юный возраст (всего 19 лет), удалось совместить на полотне все основные тенденции живописи периода небывалого культурного расцвета в Венеции, а также влияние других знаменитых мастеров той эпохи: от итальянцев Джованни Беллини и Джорджоне до немца Альбрехта Дюрера. "Появляется гениальный человек, аккумулирует это все и делает рывок. Эта картина - это по-настоящему революционный шаг. Его впечатления, помноженные на собственные талант и гениальность, позволили ему это сделать", - пояснила собеседница агентства.
По ее словам, эта картина Тициана на 30 лет стала лейтмотивом всей венецианской школы. В течение трех десятилетий последователи Тициана работали "в этом ключе идиллии на фоне пейзажа, он стал моделью для себя и для других".
В Национальной галерее "Бегство в Египет" выставляется с более чем двадцатью другими работами Тициана и его современников, которые призваны раскрыть тенденции живописи и гравюры в этот период и истоки вдохновения для Тициана. Картины были представлены из собрания самой галереи, а также из других музеев, включая Эрмитаж, и частных коллекций. Картины застрахованы по гарантии британского правительства и Совета по искусству Англии, отмечается в специальном объявлении выставки.
Выставка в Лондоне продлится до 19 августа, после чего картина отправится в Венецию, перед тем, как вернуться в Эрмитаж.
"На протяжении последних 20 лет было очень много выставок, посвященных зрелому Тициану, а с ранним Тицианом долго не удавалось что-то сделать, несколько таких проектов провалились из-за того, что, во-первых, тяжело собрать все произведения для выставки вместе - музеи очень ревниво относятся к работам. И самое главное - без "Бегства в Египет" эта выставка была невозможна, так как невозможно без этой работы понять, что такое был юный Тициан", - заключила куратор.