Самолет ATR-72 авиакомпании "ЮТэйр", выполнявший рейс Тюмень - Сургут из аэропорта "Рощино", утром 2 апреля 2012 года после взлета при выполнении вынужденной посадки в полутора километрах от аэродрома потерпел катастрофу. На борту находились 43 человека, 31 человек погиб.
История авиакомпании берет свое начало с лета 1934 года, когда было открыто движение по Обской воздушной линии Тюмень - Тобольск - Самарово (теперь Ханты‑Мансийск) - Березово - Обдорск (теперь Салехард).
Первая авиагруппа для обеспечения Северного морского пути базировалась на аэродроме у села Плеханово, в то время в нескольких километрах от города Тюмени.
Тюменская авиагруппа осуществляла руководство и контроль за деятельностью подчиненных подразделений, которые занимались перевозками пассажиров, почты, грузов, выполняли полеты по обслуживанию разведочных экспедиций, санитарные задания, задания по патрулированию лесов и авиахимические работы.
В связи с развернувшимися работами по освоению нефтяных и газовых месторождений 7 февраля 1967 года приказом Министра гражданской авиации СССР на базе Тюменской авиагруппы Уральского управления ГА (гражданской авиации) было организовано Тюменское управление ГА.
Высокие темпы добычи нефти и газа в условиях слабо развитой сети железных и автомобильных дорог предопределили ускоренное развитие производственно‑технической и социальной базы Тюменского управления ГА. В сравнительно короткое время авиация стала составной частью технологического процесса освоения природных богатств Западной Сибири.
Тюменское управление ГА явилось полигоном по внедрению новой авиационной техники и новых методов эффективного ее использования. В управлении были проведены государственные испытания вертолета Ми‑8 и эксплуатационные испытания вертолетов Ми‑6, Ми‑10К, Ми‑26 и самолета Ил‑76. Впервые в массовых количествах были освоены контейнерные перевозки грузов на самолетах Ил‑76 и пакетные перевозки труб на самолетах Ан‑12. Вертолеты были использованы для перевозки на внешней подвеске труб большого диаметра, опор ЛЭП с установкой на место для их монтажа опор ЛЭП‑500 методом поворота вокруг оси и раскатки проводов при строительстве ЛЭП‑200.
В 1980‑е годы продолжалось дальнейшее развитие Тюменского управления ГА, была проведена его реорганизация и преобразование.
Пика в своем развитии управление достигло в 1990 годы, когда через аэропорты управления было отправлено 8583,3 тысячи пассажиров, 632,6 тысячи грузов, 20,3 тысячи тонн почты. По объемам выполненных работ по применению авиации в народном хозяйстве и по грузовым отправкам управление занимало первое место в отрасли. В управлении эксплуатировалось более 600 единиц воздушных судов четырнадцати типов. На 1 января 1991 года было 84 классифицированных аэродрома, в том числе 20 - с искусственным покрытием.
В связи с концепцией перехода гражданской авиации к регулируемым рыночным отношениям, приказом Министра гражданской авиации в 1991 году Тюменское управление гражданской авиации реорганизовано в авиакомпанию "Тюменьавиатранс" со статусом объединения. В соответствии с приказом авиакомпания "Тюменьавиатранс" являлась полным правопреемником Тюменского управления ГА, с сохранением действующих связей и взаимоотношений с Министерством гражданской авиации.
По решению трудового коллектива авиакомпании и в соответствии с Указом Президента РФ авиакомпания "Тюменьавиатранс" с 28 октября 1992 года была преобразована в акционерное общество открытого типа «Тюменская авиационная транспортная компания "Тюменьавиатранс" с обеспечением полной правопреемственности.
30 мая 2002 года ОАО "Авиакомпания "Тюменьавиатранс" было переименовано в авиакомпанию UTаir. Новое название вступило в силу 1 октября 2002 года.
По итогам 2009 года авиакомпания UTаir стала четвертой в России по объему пассажирских перевозок (3,5 млн человек).
В первом квартале 2010 года пассажирооборот, выполненный компанией, составил 1,6 млн пассажирокиллометров. Всего было перевезено 944 695 пассажиров.
OАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (UTair Aviation) по итогам 2011 года входит в тройку ведущих российских пассажирских авиаперевозчиков.
По итогам 12 месяцев 2011 года воздушные суда группы "ЮТэйр" (в нее входят собственно авиакомпания "ЮТэйр" (Россия), компании "ЮТэйр-Экспресс" (Россия), "ЮТэйр-Украина" (Украина), "ЮТэйр-Карго" (Россия), "Турухан" (Россия), "Нефтеюганский ОАО" (Россия), "Восток" (Россия), Helisur (Перу), UTair Europe (Словакия), UTair South Africa (ЮАР) и UTair India) перевезли 6 750 425 пассажиров, что превышает показатель 2010 года на 31,1%. При этом отраслевой рост в России, согласно оперативным данным Транспортной клиринговой палаты, составил 12,5 %.
За отчетный период отмечен существенный прирост и по другим показателям производственной деятельности. Пассажирооборот, выполненный Авиакомпанией «ЮТэйр» с января по декабрь 2011 года, вырос по сравнению с 2010 годом на 38,3 % и достиг 12 422 383,6 тыс. пассажирокилометров. При этом рост пассажирооборота авиапредприятий России в целом за 2011 год составил 13,2 %.
Авиакомпания эксплуатирует около 100 самолетов, в том числе Boeing 737, Boeing 757, Ту - 154, Ту - 134, CRJ-200, ATR 72, ATR 42, Ан-24, Ан-2, Як-40.
Владеет более чем 150 вертолетами, входит в четверку крупнейших эксплуатантов вертолетной техники в мире.
По неофициальным данным, подконтрольна "Сургутнефтегазу".
Обслуживанием и эксплуатацией вертолетного и самолетного парка авиакомпании занимаются около 4 500 специалистов. Более 50% работников имеют допуск к выполнению международных полетов.
В настоящее время в группе обществ Авиакомпании "ЮТэйр" работает более 13 000 высококвалифицированных специалистов.
В 2001 году авиакомпания UTаir (тогда еще "Тюменьавиатранс") была удостоена самой престижной российской авиационной премии - "Крылья России" - в двух номинациях: "Обслуживание отраслей экономики России" и "Самая развивающаяся авиакомпания года".
В 2002 году UTаir завоевала первую премию и почетное звание "Авиакомпания года" в номинации "Обслуживание отраслей экономики России".
29 апреля 2010 года газета "Коммерсант" сообщила, что авиакомпания UTаir выставлена на продажу.
В январе 2012 года Сбербанк России и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" заключили соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области проектного финансирования, лизинга, инвестиционно-банковских продуктов, а также операционного обслуживания.
В соглашении также предусматривается возможность финансирования проектов авиакомпании по расширению и обновлению самолетного и вертолетного парков, по реализации сделок возвратного лизинга, в том числе за счет привлечения Сбербанком ресурсов на международном финансовом рынке под покрытие (гарантию) экспортных кредитных агентств.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников