Самолет ATR-72, выполнявший рейс Тюмень - Сургут, упал в понедельник при взлете из аэропорта Тюмени в 05.50 мск. По предварительным данным, на борту находились 43 человека - 39 пассажиров и четверо членов экипажа.
ATR-72-200 - среднемагистральный пассажирский самолет для местных авиалиний.
Самолет является дальнейшим развитием самолета ATR-42. Отличается удлиненным фюзеляжем, крылом увеличенного размаха и установкой более мощных ТВД. Особенностью самолета являются кессоны консолей крыла, полностью выполненные из углепластиков (впервые в пассажирской авиации). В целом доля композиционных материалов на самолете достаточно велика: масса конструкции составляет 7300 килограммов, из которых на долю композитов приходится 22,6%. К разработке самолета (под обозначением ATR42S) консорциум ATR приступил в середине 1985 года.
Первый полет самолет выполнил 27 октября 1988 года.
В сентябре 1989 года состоялась его сертификация во Франции, а в ноябре - в США. Первый самолет был поставлен в октябре 1989 года финской авиакомпании "Кар Эйр".
В 1992 году появилась улучшенная модификация ATR-72-210 с более мощными ТВД.
В 1992 году на основе самолета ATR-72-200 был разработан проект многоцелевого транспортного самолета ATR-52C, который имеет укороченный на 2,7 м фюзеляж и откидную грузовую рампу в хвостовой части фюзеляжа. В грузовой кабине может размещаться шесть грузовых контейнеров LD3 или четыре поддона, возможна перевозка 50 десантников. Разработка проекта ATR-52C началась после того, как в ряде стран (Индии, Австралии, ЮАР, Таиланде и др.) появилась потребность в легком транспортном самолете, который мог бы использоваться в гражданских и военных целях. Рынок самолета оценивается в 400 единиц. В конце 1980-х годов исследовался проект морского патрульного самолета Petrel-72, который предназначался для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями. Мог нести под крылом торпеды и управляемые противокорабельные ракеты типа АМ39 Exocet. На самолете установлены два ТВД Pratt & Whitney Canada PW127 (мощностью 2480 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов - 3,93 м. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS американской фирмы "Бенедикс/Кинг", в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи. По желанию заказчика может устанавливаться комплекс "Про Лайн" II фирмы "Коллинз". Выпускается серийно с 1989 года.
К началу 1997 года было продано 190 самолетов типа ATR-72.
Летно-технические характеристики пассажирского самолета ATR-72-200
Модификация |
ATR72-200 |
Размах крыла, м |
27.05 |
Длина самолета, м |
27.166 |
Высота самолета, м |
7.65 |
Площадь крыла, м2 |
61.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
12500 |
максимальная взлетная |
21500 |
Тип двигателя |
2 ТВД Pratt Whitney Canada PW127 |
Мощность, л.с. |
2 х 2480 |
Максимальная скорость, км/ч |
640 |
Крейсерская скорость, км/ч |
525 |
Практическая дальность, км |
2200 |
Практический потолок, м |
7620 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка |
64-74 пассажиров или 7150 кг груза |