Илья Крамник, для РИА Новости.
Самоубийство Леонида Шебаршина для многих стало шоком - все, кто знал бывшего главу советской внешней разведки, отмечали две черты его характера: отменное хладнокровие (впрочем, присущее всем дипломатам, а особенно тем, кто в погонах) и профессиональное чувство юмора. Когда стреляются люди, спокойно относящиеся к жизни и умеющие над ней посмеяться - становится особенно неуютно.
Офицер Холодной войны
Генерал-лейтенант КГБ СССР Леонид Шебаршин был одновременно и типичным и нетипичным представителем своего грозного ведомства. Как и многие его коллеги в высоких и не очень званиях, он ушел в отставку на волне перемен - побыв один день, 22 августа 1991 года и.о. председателя КГБ, в сентябре 1991 он был уволен с военной службы. Как и многие его коллеги, он реализовал полученные за время службы навыки в гражданской жизни, создав в 1992 году и возглавив "Российскую национальную службу экономической безопасности". Эта организация по заказу бизнес-структур занималась проверкой юридической и экономической "чистоты" партнеров, помогая отсеивать недобросовестных игроков. В условиях начала-середины 90-х годов в России эта работа была, пожалуй, не менее сложной, чем противоборство со спецслужбами США и их союзников в годы Холодной войны.
В этой войне Шебаршин принимал самое непосредственное участие. Закончив МГИМО, а затем и высшую разведывательную школу 1-го главного управления (ныне академия СВР), знаток восточных языков (хинди, урду, фарси), Шебаршин работал в таких сложных для разведчиков странах, как Иран и Пакистан. Долгое время он возглавлял резидентуру в Индии, которая была настоящей ареной противостояния спецслужб СССР, США и Великобритании, не говоря уже об активности исламских и других радикальных движений. В конце концов, он стал начальником 1-го главного управления, которое возглавлял с февраля 1989 по сентябрь 1991 - до самого конца.
Занявшись после распада СССР собственным делом, Леонид Шебаршин не стал "продавать шпагу" ни тогдашнему крупному бизнесу, как начальник печально известного 5-го главного ("идеологического") управления КГБ генерал армии Филипп Бобков, ставший руководителем аналитической службы (фактически, службы безопасности) группы "Мост" Владимира Гусинского. Не пошел он и на госслужбу, как многие другие коллеги по внешней разведке, впоследствии сделавшие отличную карьеру. Крайне резко отзывавшийся о происходящем в российской экономике, Леонид Шебаршин считал эту службу несовместимой со своими личными принципами.
Хроники безвременья
Вопреки известному "золотому правилу", Леонид Шебаршин и думал, и говорил, и писал и подписывался. И в точном соответствии с этим правилом - ничему не удивлялся. Не связанный обязательствами по отношению к крупному бизнесу и власти, Шебаршин не считал нужным скрывать свои мысли, выражая их не только в интервью и статьях, но и в афоризмах, став признанным мастером этого жанра:
-Народу давно разъяснили, кто повинен в тяжелом положении страны. Теперь ведется выяснение, кто виноват в его ухудшении
-Правило парламентской демократии - до первой крови.
-"... а тех, кто против демократии, сажать и расстреливать!". - отличные зарисовки 1991-93 годов.
-Противен, как Троцкий до реабилитации. - прекрасное отражение отечественной политической традиции во все времена.
-20 декабря. День чекиста: "Мы могли бы спасти Отечество, но обстоятельства не позволили...".
-Это баранов гонят. А мы сами идем... - знаменитая самоирония, пронизывающая все содержание «Хроник безвременья», самой популярной из книг Шебаршина.
Уход
Отстраненность Шебаршина от происходящего в российской экономике и власти делала его малоуязвимым, и вряд ли его смерть могла быть вызвана внешними причинами. Генерал ушел сам, и, судя по имеющейся информации, непосредственной причиной самоубийства стала тяжелая болезнь, лишившая бывшего разведчика зрения. У каждого собственное отношение к подобному шагу, а прожитая Леонидом Шебаршиным жизнь дала ему полное право самому выбрать свою смерть.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции