Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Коммуналка для сокровищ: что музейщики думают о депозитариях

Музейщикам, которые постоянно жаловались на то, что им негде хранить экспонаты, наконец-то предложили решение проблемы. На прошлой неделе стало известно, что депозитарно-выставочный комплекс, рассчитанный на несколько федеральных музеев, уже точно построят в "Сколково", также обсуждается еще несколько площадок.


МОСКВА, 23 фев – РИА Новости, Светлана Янкина. Музейщикам, которые постоянно жаловались на то, что им негде хранить экспонаты, наконец-то предложили решение проблемы. На прошлой неделе стало известно, что депозитарно-выставочный комплекс, рассчитанный на несколько федеральных музеев, уже точно построят в "Сколково", также обсуждается еще несколько площадок. Музеи московского подчинения обзаведутся фондохранилищем-"коммуналкой". А несколько музеев-гигантов собираются строить собственные хранилища по "индивидуальным" проектам.

Подход к устройству хранилищ разный. В Департаменте культуры Москвы предлагают объединить под одной крышей коллекции 39 музеев (вместе с филиалами - все 60), находящихся в его ведении. А руководство крупнейших федеральных музеев призывает власти построить единый комплекс, но каждому музею выделить по отдельному зданию, чтобы наилучшим образом обеспечивать сохранность фондов.

Однако какие именно федеральные музеи отправятся осваивать новые территории, пока точно не определено – проекты в "Сколково" и других местах только обсуждаются и документально не закреплены.

Впрочем, на данный момент уже известно, что на переезд согласился Музей искусств народов Востока. Некоторым же особо ярым противникам переезда, в том числе ГМИИ им.Пушкина, Третьяковской галерее, Историческому музею, и, скорее всего, Музеям Кремля, переселения, похоже, удалось избежать.

Первый пошел

Министр культуры Александр Авдеев о реакции музейщиков на нововведение помалкивает, однако охотно рассказывает о том, что Музей искусств народов Востока на переезд согласен.

"Мы прекрасно понимаем, что вблизи здания музея на Никитском бульваре получить участок земли или здание, которое можно было бы приспособить под фондохранилище, не реально. Конечно, хорошо, если фондохранилище располагается рядом с музеем и можно взять вещи и перенести из зала в зал - это идеально. Но надо быть реалистами — в нашем случае это невозможно", - объяснил РИА Новости директор Музея искусств народов Востока Александр Седов.

Он рассказал, что в настоящее время экспонаты хранятся в неприспособленном под музейные нужды храме Илии Пророка на Воронцовом поле, который был передан музею в 1930 году - там и размещалась основная экспозиция до переезда в дом Луниных на Никитском бульваре в 1984 году. Кроме того, 20 лет назад был подписан документ о передаче культового сооружения Русской православной церкви.

"Теоретически Росимущество должно было предложить музею здание вместо храма. На посту директора я нахожусь уже шесть лет, и за это время нам трижды были предложены заведомо неприемлемые варианты", - сказал собеседник агентства.

По словам директора Музея Востока, предложение принять участие в проекте совместного депозитария он получил от министра культуры около полутора месяцев назад и ответил согласием. По срокам строительства никто ничего пока сказать не может. С местом ясности тоже нет, понятно только, что будет все это за пределами Третьего транспортного кольца.

"Мы задыхаемся, потребность в новых площадях фондохранилища очень высока. Поэтому я не вижу ничего страшного, если оно будет находиться не в центре Москвы, а в спальном районе", - объясняет Седов. Он считает, что Музей искусств народов Востока фактически получит второе здание. "При условии постройки нормального современного фондохранилища или депозитария по принципу открытого фондохранилища, это будет практически второй музей. Мы сейчас в состоянии показать в постоянной экспозиции примерно 6% коллекции, а с устройством такого хранилища мы сможем показать практически все", - говорит Седов.

Директор Музея архитектуры (МУАР) Ирина Коробьина рассказала, что пока все идет на уровне обсуждений идеи, но, если им поступит официальное предложение о переезде в "Сколково" или куда-нибудь еще - они согласятся. Главное в этом деле, говорит она, – транспортная доступность.

В МУАР говорят, что музею не хватает как минимум 6000 квадратных метров: 20 лет назад филиал музея — Донской монастырь — передали РПЦ, и все фонды пришлось перевозить в главное здание на Воздвиженку.

"В силу моего профессионального архитектурного образования, я могу сказать, что депозитарий в центре Москвы строить невозможно, и это неправильное и неэффективное использование драгоценных площадей исторического центра. Экономически не выгодны депозитарии, куда нет доступа. Каждую пядь земли надо отдавать людям, чтобы был социальный, культурный, а вслед за этим и экономический эффект", - говорит Коробьина.

По ее словам, в новом пространстве МУАР мог бы устроить и депозитарий, и свой филиал.

"За нами не заржавеет разместить и фонды, и складские помещения, и нам есть что показать из нашей гигантской коллекции. Мы могли бы развернуть там выставку по современной мировой архитектуре. Если официально предложат - мы согласимся", - заключает директор МУАР.

Исключения из правил

Некоторые федеральные музеи, находящиеся в Москве, добились исключительных прав: они будут строить хранилища неподалеку от своих основных зданий или же на ранее выделенных территориях (как, например, Исторический музей). Кто-то рассчитывает такие права получить.

Директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева рассказала, что к ним предложение о перевозе фондов ближе к МКАД или вовсе за нее не поступало.

По словам Лебедевой, для ее музея тема депозитариев не актуальна, поскольку в Лаврушинском переулке в ходе глобальной реконструкции в 1980-х годах было построено отдельное здание для фондов, которое впоследствии стало эталонным для других музеев – в частности, Эрмитажа. Кроме того, сейчас строится еще один корпус галереи с выходом на Кадашевскую набережную – там также предусмотрено устройство небольшого фондохранилища.

"Что касается Крымского вала, то внутри здания там тоже есть фондохранилища, но их недостаточно, потому что коллекция искусства ХХ века растет быстрее всего. Но, поскольку тема с Крымским валом вообще отдельная и требует концептуального решения, то не имеет смысла заявлять о каком-то отдельном фондохранилище, связанном с тем материалом, который там хранится", — считает Лебедева.

Директор Третьяковской галереи не первый год ратует за переезд галереи из Центрального дома художника в новое музейное здание, которое должно быть построено на Крымском валу. В пятницу попечительский совет Третьяковки одобрил это предложение, ставшее одним из пунктов концепции развития галереи до 2020 года.

Лебедева уверена, что идея со строительством общих депозитариев на столичных окраинах подходит только для не очень крупных федеральных музеев, у которых нет свободных площадей для строительства рядом с основными зданиями и необходимости постоянно взаимодействовать со своими фондами.

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина Ирина Антонова объясняла отказ от переезда собрания музея в "Сколково" или куда-либо еще именно тем, что хранилище и постоянную экспозицию разделить невозможно - с коллекцией постоянно ведется научная работа, кроме того многие экспонаты часто гастролируют и их нужно заменять.

Эту же позицию заняла и Лебедева: "Движение фондов Музея искусств народов Востока и Третьяковской галереи совершенно разное. У нас оно очень активное, мы выдаем экспонаты в регионы, за рубеж, по Москве, поэтому для нас фондохранилище, которое будет где-то далеко, почти катастрофа – мы очень активно участвуем своими произведениями в различных выставках".

Как уточнил заместитель директора ГМИИ им. Пушкина Яков Саркисов, "у каждого музея своя специфика, и именно она диктует решение того или иного вопроса".

Он рассказал, что тема перемещения коллекции для их музея точно закрыта. Депозитарий, предусмотренный планом превращения музея в комплекс "Музейный городок", будет возведен там, где планировалось ранее – рядом с главным зданием на Волхонке.

Однако в качестве компромисса в "Сколково" может быть организован небольшой филиал ГМИИ.

"Я против филиалов - каких бы то ни было, - объясняет директор Третьяковской галереи. - Но если будет сделано отдельное пространство выставочного зала, оборудованное в соответствии со всеми музейными требованиями, тогда можно будет рассматривать такую площадку. Мы же устраиваем наши выставки в разных местах - это вопрос грамотной организации, грамотного воплощения идеи".

Что касается депозитарно-выставочного комплекса Музеев Московского Кремля, то решение о его строительстве в так называемом Никсоновском сквере, между Пашковым домом и Кремлем, несколько лет назад сопровождали бурные протесты общественности. Недовольство было вызвано как предполагаемым обликом здания, так и самой возможностью появления нового здания в этом месте. С критикой проекта выступило и руководство Музеев Московского Кремля. В итоге, в сентябре 2010 года было дано указание приостановить действие разрешения на строительство. Вроде, было решено переработать архитектурную составляющую проекта, но дело так и заглохло – с той поры о нем ничего не слышно. Нынешнюю ситуацию со строительством депозитариев на окраинах руководство Музеев Московского Кремля комментировать отказалось.

Но, например замдиректора ГМИИ им. Пушкина Саркисов уверен, что комплекс для крупнейшего российского музея со столь высоким статусом не будут строить далеко.

В программу большого переселения не попадет и Исторический музей - у него большие планы на Измайловский остров. В 2010 году Новодевичий монастырь, Покровский собор и палаты в Зарядье, входившие в комплекс Исторического музея, были переданы Русской православной церкви. Иконостас, формально сохранивший свою принадлежность музейному фонду, остался на месте, в то время как реставрационные мастерские из монастыря пришлось вывести. Под них на баланс ГИМ перевели несколько зданий на территории Измайловского острова. В настоящее время, по словам директора музея Алексея Левыкина, ГИМ разрабатывает проекты реконструкции, капитального ремонта и реставрации этих объектов — на их базе будет создан реставрационно-депозитарный центр с выставочными залами на территории Измайлово.

Директор ГИМа: у нас больше сокровищ, чем в Оружейной палате >>

Нет коммуналке

Абсолютно все руководители федеральных музеев уверены в том, что при проектировании новых выставочно-депозитарных комплексов следует учесть один существенный момент: у каждого музея должно быть автономное помещение для наилучшего обеспечения сохранности доверенных ему государством ценностей.

"Здание не может быть единым – это должен быть комплекс зданий или здания с разными отсеками — со своими лифтами, охраной, сигнализацией", - считает замдиректора ГМИИ им. Пушкина Яков Саркисов.

С ним согласна и руководитель Третьяковской галереи Лебедева, которая предложила взять за основу ромашку, «лепестки» которой займут разные музеи.

"Это уже вопрос архитектурного решения, потому что мы все понимаем, что каждый музей должен иметь свое отдельное пространство, которое никак не пересекается с другими. Иначе музей не может отвечать за эти произведения – это должно только ему принадлежать. Может быть, это будет комплекс зданий, корпусов или одно здание, но поделенное на секции. Понятно, что это не будет фондохранилище, где все будут хранить все. Так не бывает", — сказала Лебедева.

Со своей стороны, глава Исторического музея Алексей Левыкин заявил, что каждый музей имеет свою специфику, из-за которой сосуществование под одной крышей невозможно.

"Если делать общий депозитарий, то это напоминает коммунальную квартиру. Каждому музею предметы переданы на ответственное хранение, он за них отвечает. Отвечать за что-то в отдельной квартире проще и лучше. В противном случае возникает масса проблем — кто кому подчиняется, кто управляет хозяйством", - отметил директор Музея искусств народов Востока Седов.

Михаил Пиотровский, директор Эрмитажа, новое открытое фондохранилище которого в "Старой деревне" любит в качестве примера вспоминать министр культуры, уверен, что устраивать общий депозитарий нельзя ни в коем случае.

"Меня очень беспокоит сама идея объединения фондохранилищ разных музеев, Если, например, объединят фондохранилища военных музеев, и у них там окажутся три одинаковые сабли, то могут предложить две продать. Это непростой вопрос, и именно здесь, в России, к нему нужно очень осторожно подходить", - считает Пиотровский.

Но, например, московские власти намерены к 2016 году построить именно такой объединенный депозитарий. Отвечать за сохранность предметов искусства будет столичный департамент культуры.

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала