МОСКВА, 30 мар - РИА Новости, Ольга Липич, Ольга Самсонова, Виктор Хруль. Представители крупнейших религиозных организаций РФ осуждают легализованную 10 лет назад в Нидерландах практику эвтаназии и заявляют об исключительном праве Бога определять момент смерти человека. Они также напоминают о чудесных исцелениях и предупреждают об опасном искушении избавиться путем эвтаназии от "непродуктивных" сограждан.
Эвтаназия - прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания - впервые в мире была применена 1 апреля 2002 года в Нидерландах. Сегодня ежегодное количество "заявок на смерть" в Голландии исчисляется тысячами, эвтаназия разрешена в странах Бенилюкса, Швейцарии, трех штатах США (Орегон, Вашингтон и Монтана), законопроект о ее легализации рассматривается парламентом Шотландии. В России, как и в большинстве стран мира, эвтаназия запрещена.
Православные
"По своей воле люди не должны распоряжаться жизнью человека, даже в том случае, если больной сильно страдает. Во-первых, история медицины знает случаи необъяснимых, а в религиозном понимании - чудесных исцелений безнадежных больных. А во-вторых, любое намеренное насильственное прекращение жизни Церковь считает убийством или самоубийством", - заявил РИА Новости председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, возглавляющий Общество православных врачей России.
Он признал, что бывает, когда больной сам просит его умертвить. "Но это может происходить в состоянии отчаяния или депрессии. Выполнять такие просьбы недопустимо", - считает епископ.
Время перед смертью, по его словам, - "это возможность и врачам, и священникам, и родственникам больного проявить особую любовь и заботу о страдающем человеке, помочь ему достойно перейти в вечность - в этом и будет проявляться наше подлинное милосердие по отношению к умирающему".
Представитель РПЦ отметил, что современная реаниматология "ставит сложный вопрос правильной констатации смерти человека". В медицине этот момент определяется такими критериями, как остановка кровообращения, дыхания и смерть мозга, в христианстве же смерть - это "разлучение души от тела". Поэтому, с точки зрения Церкви, искусственное поддержание жизни допустимо до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого.
"Искусственное поддержание функционирования организма, когда действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и желательная задача медицины", - сказал собеседник агентства.
Он подчеркнул, что "смерть человека в понимании Церкви является духовной вершиной его жизни, рождением в вечность", и она призывает христианина "смиренно принять испытание смертью".
Глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что "пропаганда эвтаназии и окружающих ее идей постепенно ведут к расчеловечиванию общества", а "вступившие на этот путь смогут через десять лет прийти к тому, что человек, неспособный осознанно приобретать продукты потребления, будет вычеркнут из жизни".
По наблюдениям священнослужителя, за 10 лет, прошедших со дня принятия закона об эвтаназии в Нидерландах, "произошло очень симптоматичное смещение акцентов в дискуссии вокруг эвтаназии".
"Сначала говорилось об облегчении страданий неизлечимо больных - сейчас говорят о помощи людям, уставшим от жизни, а также об умерщвлении младенцев, родившихся с серьезными болезнями. Боюсь, что еще через десять лет будет пропагандироваться полудобровольный уход из жизни людей, невыгодных с экономической точки зрения, пожилых, больных, слабых", - предостерег Чаплин.
Вместе с тем он с удовлетворением отметил, что большинство стран сегодня "не воспринимают идеи пропаганды эвтаназии".
"Человек с незамутненным рассудком и с чистым сердцем понимает, что его ближний ценен не потому, что он здоров и обладает так называемым "качеством жизни", а потому что прекрасен как совершенное Божье творение, даже если он стар или родился с ограничениями здоровья", - уверен представитель Московского патриархата.
По его мнению, даже среди тяжелобольных очень мало людей, кто бы по-настоящему хотел бы прекратить свои страдания путем эвтаназии.
Эксперт комитета по вопросам семьи, женщин и детей Госдумы, председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы иеромонах Димитрий (Першин) напомнил, что в античные времена под эвтаназией понимали либо безболезненную смерть, либо смерть благородную, а иногда и мученическую, но во всех перечисленных случаях она "не имела ничего общего с суицидом, и тем более с идеей использовать врачей для ускорения смерти пациента".
Об эвтаназии как о "блаженной смерти" говорили и первые христианские мыслители. Иеромонах Димитрий (Першин) пояснил, что до сих пор такое понимание блаженной смерти как дара сохраняется в православном богослужении - в прошении о "безболезненной, непостыдной и мирной кончине и добром ответе на Страшном суде Христовом".
Существует также и особый чин молитвы "о разлучении души от тела" в том случае, когда человек долго страдает от "нестерпимой болезни" и "горькой немощи". "Священник просит Бога облегчить страдания умирающего, простить ему грехи, даровать душе мир, отделить ее от тела и упокоить в небесных обителях до всеобщего воскресения. Но такая эвтаназия - дело Бога и мы можем лишь просить Его об этом", - подчеркнул священнослужитель.
Мусульмане
Тема эвтаназии актуальна и для мусульман. По словам зампредседателя Духовного управления мусульман европейской части России, советника главы Совета муфтиев России Фарида Асадуллина, эта тема обсуждается на многих исламских порталах.
"Подавляющее большинство мусульманских деятелей к эвтаназии относятся отрицательно. В мусульманских странах это однозначно не разрешено и не одобряется", - сказал Асадуллин РИА Новости.
Он объясняет эту позицию одним "основным принципом": "Всевышний дает человеку жизнь - и только Он вправе отнять ее у него". Таким образом, актом самоубийства (с помощью врачей или без) человек выводит себя из исламской традиции.
В то же время Асадуллин отметил, подчеркнув, что это его личное мнение, что бывают и такие тяжелые случаи, которые позволяют говорить об эвтаназии при соответствующем решении больного и его близких. "В крайнем случае, если речь идет об экстраординарной ситуации, когда есть мнение и человека, попавшего в тяжелую жизненную ситуацию в результате болезни, и его ближайших родственников, - в этом случае игнорировать это решение мне представляется вряд ли правильным", - сказал собеседник агентства.
Первый зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов призвал "делать все, чтобы сохранять жизни и детей, и стариков, и больных". Он считает эвтаназию "несмирением перед Богом". "Что нам дано в жизни Богом - мы должны вынести", - убежден Крганов.
Представитель Координационного центра мусульман Северного Кавказа в Москве муфтий Шафиг Пшихачев также высказался против эвтаназии.
"Мое мнение - частично и мнение религиозных лидеров Кавказа. Человеку дано прожить столько, сколько определяет Всевышний, - и человек должен эту жизнь проживать. Наш Пророк сказал, что человек не переносит никакие нужды и испытания, кроме как те, через которые Всевышний или снимает с него определенные грехи, или поднимает его степень... Поэтому, конечно, прерывать жизнь, если даже это добровольно, в исламе не приветствуется. Человек должен дожить", - заключил Пшихачев.
Иудеи
Последователи иудаизма категорически против эвтаназии, заявил глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. "Еврейский взгляд на этот вопрос исходит из того, что человеческое тело человеку не принадлежит. Оно принадлежит Всевышнему и дано человеку во временное пользование. Каждый наш вздох призван прославлять Всевышнего, и от этой миссии нельзя уклониться. Полагаясь на Бога, веря в Него, человек должен прожить свою жизнь до конца, данного ему Всевышним", - сказал Горин.
Он отметил, что в своде законов "Шульхан Арух" есть предписание очень бережно обращаться с тем, кто находится при смерти, в состоянии агонии: "Нельзя ни переворачивать его, ни переносить в другое помещение, поскольку эти действия могут приблизить момент его смерти". "Активные действия, способные приблизить его кончину, по отношению к такому больному недопустимы: есть абсолютный запрет Торы "не убий", - подчеркнул Горин.
Однако, если прерывать жизнь абсолютно недопустимо, то "иное дело - продлевать жизнь в том случае, если она доставляет невыносимые страдания, человек обречен и сам просит не продлевать ему жизнь".
"Есть случаи, когда иудаизм разрешает ее не продлевать, то есть не совершать специальных процедур, которые могли бы это сделать. Но такое решение должно быть результатом самой тщательной оценки состояния больного лечащим врачом и компетентным раввином", - пояснил представитель еврейской общины.
Буддисты
Буддисты также отрицательно относятся к любому намеренному прерыванию жизни.
"Любая жизнь драгоценна, этим все сказано. Это одно из самых главных нравственных и духовных начал", - заявил РИА Новости постоянный представитель в Москве Буддийской традиционной сангхи России Санжей-лама.
По его словам, буддисты верят в причинно-следственную связь всего сущего и, если человек тяжело болен, тому есть веские причины.
"Отсутствие духовного равновесия ведет и к отсутствию телесного здоровья", - добавил лама.
Католики
"Что касается законодательных аспектов эвтаназии, то в России, как известно, этот вопрос не стоит, слава Богу. А в странах, где этот вопрос включается в повестку дня парламентов, поместные Католические церкви предпринимают все возможные усилия для того, чтобы не допустить легализации эвтаназии", - сказал РИА Новости представитель Апостольской нунциатуры Ватикана в России священник Игорь Чабанов.
По его мнению, "неудивительно, что вопрос эвтаназии возник в жизни современных обществ ровно в тот период, который отличается ростом бессердечия, количества абортов и разводов, нарушения естественных, традиционных социальных связей".
"В светских дискуссиях вопрос об эвтаназии достаточно лицемерно преподносится как вопрос заботы о людях, которые страдают перед смертью. На самом деле эвтаназия - это проявление бессердечия близких тех людей, которые находятся в тяжелом состоянии. Введение этого вопроса в правовое поле представляет возможность родственникам и социальным службам пренебречь своим долгом по отношению к умирающему человеку. Вместо исполнения долга заботы о ближнем до его естественной смерти, по сути, предлагается убийство", - считает католический священник.
Протестанты
Отношение к эвтаназии крупнейшей протестантской (пятидесятнической) организации страны - Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) - четко прописано в "Социальной позиции протестантских церквей России".
"Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа, и только Он один имеет право распоряжаться ею. Таким образом, эвтаназия является формой убийства или самоубийства, то есть тяжким грехом перед Богом", - заявил РИА Новости первый заместитель начальствующего епископа РОСХВЕ епископ Константин Бендас.
Вместе с тем продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти, по мнению российских протестантов, "далеко не всегда оправдано" и "не является непременной обязанностью медицинского сообщества".
Как и представитель РПЦ, Бендас обратил особое внимание на опасность легализации эвтаназии из-за возможности ее корыстной мотивации. По его словам, "вместо того, чтобы относиться с уважением к человеческой жизни, сторонники эвтаназии зачастую ставят ударение на социальные преимущества от элиминации "непродуктивных" сограждан, в том числе на избежание "ненужных медицинских затрат".
"Будучи уверенными в том, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания", - заключил протестантский епископ.