МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. Обнародованный накануне доклад "Стратегии-2020" стал первой совместной работой экспертных групп, созданных для формирования новой модели экономики РФ. Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом оценивают его позитивно, но некоторые новации находят недостаточными - например, 2-процентное сокращение госрасходов к 2014 году.
По их мнению, наращивать Резервный фонд до уровня 6% ВВП, как советуют авторы доклада, не следует. Можно также поискать альтернативу предложенному повышению пенсионного возраста до 63 лет.
900 листов креатива
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина уже сообщила, что поддерживает основные предложения доклада, содержащего 900 страниц, но детали пока прорабатываются.
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом оценивают идеи стратегии позитивно. России следует сосредоточиться на обеспечении фискальной стабильности и институциональных реформах, на это и ориентирован доклад, считает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка России Ксения Юдаева
В то же время главный экономист инвесткомпании "Тройка Диалог" Евгений Гавриленков полагает, что принципиальных мер с точки зрения денежно-кредитной политики разработчики стратегии-2020 не представили. "Фундаментальные изменения произошли еще 3 года назад. Когда Центробанк отказался от манипулирования курсом (рубля - ред.)", - сказал он.
По мнению директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, стратегия-2020 не содержит должных мер по развитию конкуренции. По его словам, главный враг развития конкуренции - органы власти, и здесь нужна реальная административная реформа, которой пока нет. И перспектива инновационной экономики от этого страдает, добавил он.
Бюджет и маневры
Авторы стратегии рассчитали минимальные макроэкономические параметры для реализации важнейших задач России. Это рост ВВП РФ от 5% в год и снижение инфляции до уровня ниже 5%. По мнению Юдаевой, рост составит около 4% ежегодно, и "если мы хотим больше, нужны сдвиги в структурных реформах".
В докладе говорится, что дефицит федерального бюджета сократится к 2020 года до 0,4% ВВП, если российские власти согласятся на бюджетный маневр "плюс 4 минус 2". Речь идет о росте госфинансирования развития инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году при сокращении неэффективных и избыточных расходов минимум на 2% ВВП уже к 2014 году.
При этом опрошенные агентством эксперты считают, что России необходимо еще более радикальное сокращение госрасходов. "Это серьезное предложение, которое кроме политического решения требует и перезагрузки пенсионной системы с 2014 года, налогового маневра и так далее", - считает советник Института современного развития Никита Масленников. По его словам, в некоторых отраслях неэффективные расходы составляют около трети всех расходов.
"Стоимость километра дороги у нас в России в пять раз выше, чем, например, в Финляндии", - напомнил президент организации "Деловая Россия" Александр Галушка.
Бюджет все также планируется рассчитывать, исходя из цен на нефть. В 2012 году расчетной должна стать цена 105 долларов за баррель, затем она будет снижаться до 95 долларов за баррель в 2015 году. По мере диверсификации экономики и источников дохода бюджета бюджетные правила поменяются.
Нефтяные сверхдоходы следует вновь сохранять в специальных фондах, как это было до кризиса 2008-2009 годов, считают авторы стратегии. Резервный фонд они рекомендуют наполнить до уровня 6% ВВП, что позволяет финансировать в течение трех лет снижение цен на нефть на 20%.
Опрошенные агентством эксперты считают установление такого норматива необязательным - было бы лучше ограничить бюджетными правилами расходы государства. По словам Гавриленкова, сейчас нельзя сберегать, так как ставки на финансовых рынках отрицательные, но и тратить все было бы губительно.
Николаев, в свою очередь, не считает необходимым и возможным пополнение Резервного фонда в таких объемах. Он объясняет это тем, что взятые государством на себя высокие обязательства надо выполнять. Кроме того, он уверен, что наличие резервов во время кризиса сослужило дурную службу - государство взяло на себя несоразмерные обязательства и оказывало поддержку неэффективным компаниям и отраслям.
Скромность банки не красит?
Эксперты также предложили повысить минимальный капитал банков до 1 миллиарда рублей с 2013 года и до 3 миллиардов рублей к 2020 году. В настоящее время минимальный капитал для действующих банков составляет 180 миллионов рублей.
По мнению экономиста, президента банка "Российская финансовая корпорация" Андрея Нечаева, это повлечет снижение капитализации банковской системы в целом и будет вредным для бизнеса. Многие небольшие банки, кредитующие небольшие предприятия, вынуждены будут закрыться, а крупные заниматься этим не любят, пояснил он.
Нечаев также подчеркнул, что в целом мелкие и средние банки более эффективны, чем крупные.
Первый зампред ЦБ Симановский также не считает нужным повышение планки минимального капитала, поскольку более скромные банки тоже могут функционировать нормально и имеют право на существование, если рентабельны и не нарушают законы.
В свою очередь, представители банковского сообщества, опрошенные "Праймом", считают эту идею в целом позитивной для рынка. "Данная мера позволит сделать российскую банковскую систему более конкурентоспособной и устойчивой, одновременно повысив ее прозрачность и доверие к банкам со стороны населения", - считают в "ВТБ 24".
Назад к ЕСН
Глобальная идея авторов доклада - не наращивать налоговую нагрузку на бизнес. Это приводит к ухудшению делового климата, "бегству от налогов", расширению зоны неформальной экономики. Увеличение налоговой нагрузки на труд противоречит общемировой тенденции, когда для повышения конкурентоспособности экономики налоговая нагрузка на труд и капитал снижается, а на потребление - растет, считают они.
В частности, речь идет о страховых взносах, которые ввели вместо отмененного в 2010 году Единого социального налога (ЕСН) и увеличили их ставки с 26% до 34%. По оценке авторов стратегии, из-за этого выросла доля теневых зарплат. Эксперты полагают, что переход к страховым взносам лишь усложнил администрирование, не обеспечивая сбалансированности пенсионной системы.
Сейчас максимальный тариф страховых взносов составляет 30%, в докладе предлагается оставить его на уровне 20-22% (такая ставка сейчас действует для некоторых видов бизнеса). Также авторы доклада предлагают властям рассмотреть вопрос о возврате к ЕСН, передав его администрирование ФНС.
Возврат к ЕСН поддерживают и опрошенные эксперты, расходясь лишь в оценке оптимального размера тарифов. Николаев считает, что ставка налога должна составить 26%. По мнению Галушко, достаточно будет и 15%.
Равенство полов для пенсионеров
Как быть при таком раскладе с пенсионной системой России, необходимость реформирования которой уже очевидна? По прогнозу Минздрава, к 2014 году дефицит Пенсионного фонда России может составить 1,79% ВВП.
Авторы стратегии затронули тему необходимости повышения пенсионного возраста, составляющего сейчас 55 лет для женщин и 60 для мужчин, что ниже, чем в большинстве стран Европы. Такие возрастные рамки являются практически самыми низкими в Европе, однако и продолжительность жизни в РФ ниже среднеевропейского уровня.
Авторы стратегии отмечают, что население стареет, и сохранение в незыблемости границ пенсионного возраста де-факто означает существенное сокращение трудовой жизни. Они предлагают повысить пенсионный возраст для обоих полов до 63 лет к 2030 году. Делать это предлагается не единомоментно - по полгода в год для женщин, по три месяца в год для мужчин, пока возраст не выровняется.
Наряду с этим предлагается постепенно увеличить стаж, после которого работник может претендовать на получение трудовой пенсии, с 5 до 15-20 лет.
Опрошенные агентством "Прайм" эксперты в целом признают, что без повышения пенсионного возраста обойтись вряд ли удастся, но считают, что альтернативным способом могла бы стать материальная мотивация работающих "сверх положенного" возраста.
"Нужно создавать стимулы для деятельного долголетия, чтобы люди добровольно выбирали, выгоднее было дольше работать", - сказал Галушка.
Наряду с этим эксперты предлагают искать дополнительные источники финансирования Пенсионного фонда, такие как приватизация. В стратегии предложено полностью приватизировать крупнейшие компании либо снизить в них госдолю до блокпакета в 2016-2020 годах.
Нечаев в этой связи полагает, что можно направить в Пенсионный фонд часть доходов госкомпаний, распределив их по накопительным счетам более возрастных граждан, которые не в состоянии накопить сами. Для финансирования пенсий эксперты предлагают использовать и повышение акцизов на алкоголь и табак.
Налоговые новации для ТЭК
В стратегии даются рекомендации и относительно налогов в нефтегазовом секторе. Так, предложено отменить экспортные пошлины на нефть, заменив их повышенными ставками НДПИ. Дело в том, что действующие пошлины поддерживают разрыв между внутренними и мировыми ценами на нефть и нефтепродукты. Если же внутренние цены подтянуть к мировым, субъекты рынка получат правильные ценовые ориентиры и стимулы к росту энергоэффективности, уверены авторы доклада.
При этом они признают, что в краткосрочной перспективе эта мера может негативно отразиться на экономическом росте и повысить социальную напряженность. Поэтому внедрять ее надо осторожно и пошагово.
Для новых месторождений, разработка которых требует повышенных затрат, предлагается разработать налог на дополнительный доход (НДД), при этом прочие налоги должны снизиться.
НДПИ на газ следует сделать прогрессивным и дифференцировать в зависимости от условий добычи, а также внутренних цен - чем они выше, тем выше и налог. Если разработка отдельных месторождений при такой системе окажется нерентабельной, для них могут быть установлены льготы.
Понижающие коэффициенты НДПИ на газ предлагается установить для новых месторождений, расположенных на севере Западной Сибири, в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на континентальном шельфе, а также для месторождений с выработанностью запасов более 80%.