МОСКВА, 13 фев - РИА Новости, Светлана Янкина. Захватывающие Токио Покемоны, кашель Йоко Оно и Шуховская радиобашня, которую можно рассмотреть только в телескоп, представлены среди проектов 30 японских художников и арт-групп на выставке "Двойная перспектива: современное искусство Японии", открывающейся в среду в Московском музее современного искусства.
На вернисаже, состоявшемся во вторник вечером, со-куратор экспозиции Елена Яичникова рассказала РИА Новости, что отобранные ей и еще одним куратором, Кэндзиро Хосака, работы впервые в России так масштабно демонстрируют состояние дел в современном японском искусстве.
"Я ездила в Японию, и из множества художников мы отобрали для участия в выставке порядка 30, разных поколений, чьи произведения отвечали основной задаче - показать широкую панораму японского искусства", - отметила она.
Согласно кураторскому замыслу, проект поделен на две части - "Воображаемый мир/Фантазии" и "Реальный мир/Повседневность" и размещен на двух площадках ММСИ - на Гоголевском бульваре и в Ермолаевском переулке соответственно.
Экспозицию в Ермолаевском, где сосредоточены преимущественно фото- и видеоработы, открывает проект Ясумасы Моримура, который является одновременно и автором, и главным действующим лицом своих произведений - в данном случае он примерил образы политических вождей и диктаторов. Художник прославился тем, что замещал собой героев картин самых разнообразных художников, от Рембрандта до Синди Шермана или же перевоплощался во Фриду Кало или Мэрилин Монро, а затем фотографировал себя. Секундному делу предшествует долгий подготовительный процесс - например, чтобы получить снимок "Реквием. Ночное выступление Владимира" Моримуре пришлось в гриме "под Ленина" лезть на трибуну и скандировать на ней в окружении предварительно собранных по всей Осаке рабочих и бомжей.
Ленинскую тему поддерживает еще один художник, Есинори Нива, который зимой приехал в Москву и отправился по блошиным рынкам и квартирам собирать объекты, связанные с вождем пролетариата. Результатом его поисков стала составленная из значков, бюстов и почетных грамот инсталляция "В московских квартирах разыскивается Ленин" и дружба с его двойником, который пришел на вернисаж поддержать художника и пользовался бешеным успехом у посетителей выставки.
В этой части экспозиции больше всего зрителей собирал проект "Супер-крыса" арт-группы Chim/Pom - не везде увидишь чучела грызунов, выкрашенных под покемонов Пикачу и захватывающих Токио. Оправиться от потрясения можно под звуковую инсталляцию "Кашель" Йоко Оно в абсолютно темной комнате, а оттуда проследовать в зал, где размещены сделанные из природных материалов объекты Кисио Суга, центрального представителя движения Моно-Ха, то есть "Школы вещей", некоего аналога европейского течения Arte Povera - "Бедного искусства".
Самый масштабный объект другой части выставки, "Воображаемый мир/Фантазии", шестиметровая скульптура Кэндзи Янобэ "Дитя Солнца", представляющая из себя одетый в защитный скафандр мультяшный персонаж. Она была создана год назад, когда в Японии произошла страшная авария на АЭС "Фукусима-1", вызванная разрушительным землетрясением и цунами. Скульптура, по словам куратора Хосаки, словно разделяет мир на "до и после" - ясно, что по-прежнему уже ничего не будет, но что произойдет дальше, можно только фантазировать. Он рассказал, что такую масштабную работу привезти в Москву было не так просто - ее доставили морем и смонтировали в рекордно короткие сроки.
Здесь же, на Гоголевском, представлены произведения самого известного на сегодняшний день японского художника - Такаси Мураками, а также проект Яеи Кусамы "Я здесь, я нигде" - темная комната в ультрафиолетовую точку и вариации на тему манга и аниме от Макота Айда и Мотохико Одани.
Выставка продолжит работу до 6 мая.