МОСКВА, 14 мар - РИА Новости. Авторы "Стратегии-2020" предлагают повысить минимальный размер капитала банков до 1 миллиарда рублей с 2013 года, а к 2020 году выйти на уровень в 3 миллиарда рублей.
Как отмечается в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года, минимальный размер капитала должен быть повышен до такого уровня, который сделал бы использование банковской лицензии для проведения полукриминальных операций экономически невыгодным.
"Банки с низким уровнем капитала не могут иметь достаточный объем активов для осуществления банковских операций на рыночных принципах, они либо кэптивные, либо осуществляют операции, не являющиеся по существу банковскими. Банки, которые не смогут найти необходимые средства для капитализации или партнеров для формирования более крупных структур за счет слияний, должны будут либо закрыться, либо переоформить банковскую лицензию на лицензию небанковской кредитной организации или специализированного банка с ограниченной лицензией", - отмечается в документе.
В настоящее время минимальный капитал для действующих банков составляет 180 миллионов рублей, закон предусматривает повышение минимальных требований к капиталу до 300 миллионов рублей к 2015 году.
Ранее экс-министр финансов Алексей Кудрин в рамках обсуждения стратегии развития банковского сектора РФ на 2011-2015 годы предлагал повысить минимальную планку капитала банков до 1 миллиарда рублей, однако его предложение не было принято.
Сбалансированный рост
Авторы доклада считают, что возврат к докризисному сценарию форсированного роста финансового сектора грозит раздуванием пузырей на отдельных рынках и несет в себе опасность глубоких экономических кризисов.
По их мнению, сценарий сбалансированного роста российского финансового сектора представляется наиболее предпочтительным. Такой сценарий подразумевает: приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в противовес внешним; очищение банковской системы от организаций, занимающихся использованием банковских лицензий для отмывания незаконно полученных доходов; нацеленность институтов правоприменения и судов на защиту законных прав инвесторов, создание конкурентных налоговых условий и совершенствование инфраструктуры финансового рынка.
В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы возрастут с 71 % ВВП на начало 2011 года до 95 % ВВП к 2020 году. При этом кредиты нефинансовому сектору увеличатся до 70 % ВВП (с 43 % в 2011 году). Капитализация фондового рынка составит 105-110 % ВВП (67,8 % по итогам 2010 года). Объем средств пенсионных средств и других длинных инвестиций может достигнуть 18-20 % ВВП.
Программа
Для реализации сценария сбалансированного роста авторы доклада предлагают реализовать программу мер по трем направлениям: повышение устойчивости финансового сектора, повышение его конкурентоспособности и формирование отечественного рынка долгосрочных инвестиций.
В рамках повышения устойчивости финансового сектора планируется последовательный переход к внутренне устойчивой модели макроэкономической политики: от формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке к формированию денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых обязательств, как государственных, так и корпоративных.
Кроме того, авторы доклада предлагают "расчистить" банковскую систему от банков, не способных осуществлять нормальные банковские операции, и полукриминальных структур, занимающихся отмыванием капитала.
"Наличие в российской банковской системе большого числа непрозрачных банков, многие из которых имеют полукриминальную природу, существенно снижают уровень доверия к сектору, его устойчивость и инвестиционную привлекательность России в целом. Для перехода к сбалансированному росту финансового сектора необходимо, наконец, предпринять решительные действия по расчистке и консолидации банковского сектора", - отмечается в документе.
В этих целях разработчики стратегии считают целесообразным не только повысить с 2013 года минимальный размер капитала банков до 1 миллиарда рублей, но и качественно изменить модель микропруденциального надзора для банков, удовлетворяющих новым нормативам достаточности капитала("мотивированное суждение").
"Мера подразумевает переход на принципы содержательного надзора с возможностью использования мотивированного суждения при требовании обязательного аудита по МСФО, подтвержденного аудиторскими компаниями с высоким уровнем репутации, а также на регулярное проведение стресс-тестирования. Орган надзора должен иметь право самостоятельно проводить оценку достаточности капитала и требовать от акционеров внесение капитала или, в случае отказа, переоценивать капитал до реального уровня и передавать банк под управление АСВ с лишением права контроля акционерами кредитной организации. Эта процедура должна быть формализована, а регулятор - нести ответственность за принятые решения", - отмечается в документе.
Авторы "Стратегии-2020" также предлагают создать на базе Банка России Совет по финансовой стабильности с предоставлением равных полномочий со-председателям совета - председателю Банка России и министру финансов.
Разработчики стратегии считают целесообразным наделить Банк России правом установления дополнительных требований к достаточности капитала кредитных организаций (буферная и контрциклическая надбавка), а также права временного изменения нормативов резервирования по отдельным операциям.
Предлагается наделить Банк России и правом по ограничению совокупного левереджа кредитных организаций.
Программа предполагает оптимизацию структуры надзорных органов с тем, чтобы уйти от перекрестного регулирования, когда один и тот же вопрос может находиться в ведении нескольких надзорных органов. "Введение принципа: один вопрос - один регулятор и контролер. Предоставление полных законодательных полномочий ЦБ и ФСФР обмениваться надзорной информацией по подведомственным им финансовым институтам", - говорится в документе.
Авторы доклада предлагают создать российский стандарт финансовой отчетности и раскрытия информации, аналогичный МСФО, а также систему электронного документооборота между надзорными органами и поднадзорными институтами.
"Стандарт должен быть создан в 2012 году и введен в действие как единственный обязательный с 2013 года. Параллельно должно быть проведено сокращение количества форм отчетности, предоставляемых финансовыми организациями, в том числе за счет отказа от дублирования", - говорится в документе.
В числе предлагаемых мер - создание системы защиты прав потребителей финансовых услуг и, в частности, введение института финансового омбудсмена на базе финансовых регуляторов (ФСФР и Банк России) с целью разгрузки финансовой системы от большого числа исков с небольшим размером ущерба.
"Омбудсмен может принимать решения по делам с небольшим размером ущерба, обязательные для финансовой организации и не обязательные для потребителей. Офис омбудсмена занимается сбором и обработкой статистики по жалобам и выработкой предложений по изменению нормативной базы и стандартных договоров", - говорится в документе.
Авторы доклада предлагают также стимулировать развитие безналичного оборота, что позволит увеличить депозитную базу банковской системы. "Комплекс мер по развитию безналичного оборота должен включать изменения на законодательном уровне, направленные на стимулирование использования различных инструментов безналичных расчетов, развитие платежной инфраструктуры и инновационных технологий предоставления финансовых услуг", - говорится в докладе.