МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. "Бюджетный маневр" должен предусматривать увеличение госфинансирования развития инфраструктуры и человеческого капитала на 4% ВВП к 2020 году при сокращении неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП уже к 2014 году, говорится в итоговом докладе о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года (Стратегия-2020).
Минфин РФ ранее заявлял, что не поддерживает это предложение экспертов о фактическом увеличении расходов бюджета на 2% ВВП, поскольку считает, что рост расходных обязательств может увеличить риски в российской финансовой системе. Маневр, который предлагает Минфин, - это "плюс два процента и минус два процента", то есть увеличить расходы бюджета на приоритетные направления на 2% ВВП, однако исключительно за счет перераспределения уже запланированных средств.
"Для осуществления структурного маневра, который позволит разрешить наиболее острые проблемы развития инфраструктуры и человеческого капитала, одновременно повысив эффективность использования бюджетных ресурсов, в период до 2020 года предлагается увеличить финансирование этих направлений на 4% ВВП. В то же время, уже в период до 2014 года, существуют возможности для сокращения неэффективных и избыточных расходов бюджетной системы не менее чем на 2% ВВП", - говорится в докладе по Стратегии-2020.
Таким образом, формулу структурного маневра в расходной части бюджета, предлагаемую экспертными группами, работавшими над докладом, можно назвать "плюс четыре процента и минус два процента".
Куда направить госсредства...
"Целью предлагаемых мер является оптимизация структуры бюджетных расходов, позволяющая профинансировать дополнительные расходы, связанные с решением задач модернизации российской экономики и увеличения инвестиций в человеческий капитал, оставаясь при этом в рамках ограничений, установленных описанными выше бюджетными правилами. Для достижения максимального эффекта ключевые меры по реструктуризации расходной части бюджета необходимо осуществить в 2012-2014 годах, поскольку этот период с политической точки зрения является наиболее благоприятным для реформирования бюджетного сектора", - отмечается в докладе.
К 2014 году объем дополнительных расходов по приоритетным направлениям составит 2% ВВП, в том числе на образование - 0,15% ВВП, здравоохранение - 1% ВВП, дорожное хозяйство - 0,75% ВВП, связь и ИКТ - 0,1% ВВП.
Повышение этих расходов предлагается обеспечить экономией к 2014 году в общем объеме 2% ВВП по следующим направлениям: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 0,9% ВВП, общегосударственные расходы - 0,3% ВВП, национальная экономика и ЖКХ - 0,8% ВВП.
Продолжение начатых преобразований на следующем этапе потребует роста расходов по приоритетным направлениям еще на 2% ВВП. К 2020 году суммарный прирост достигнет 4% ВВП, в том числе образование - 1,3% ВВП, здравоохранение - 1% ВВП, дорожное хозяйство - 1,6% ВВП, связь и ИКТ - 0,1-% ВВП. В этот период для финансирования дополнительных расходов предполагается привлечение в бюджетную систему дополнительных поступлений.
... и откуда их взять
Источниками средств для такого маневра, по замыслу экспертов, в том числе, может стать увеличение налоговой нагрузки на пользователей автомобильных дорог (в виде постепенного повышения акцизов на бензин и увеличения платы за парковку или за пробег автомобиля). "Этот вариант способствует формированию устойчивой базы для финансирования развития дорожной сети и поддержанию транспортной доступности в долгосрочном периоде", - говорят авторы доклада.
Дополнительные средства также могут поступить от дальнейшего повышения акцизов на табачную продукцию, крепкий алкоголь и иные товары, наносящие вред здоровью.
Еще один источник - увеличение масштабов приватизации с 0,5 до 0,7-1% ВВП в год, включая субфедеральный уровень.
"Кроме того, сохраняется дополнительный потенциал для экономии средств по разделам "общегосударственные вопросы", "национальная экономика", "ЖКХ" и другие в случае успеха институциональных преобразований, направленных на сокращение регулирующих функций государства, повышение эффективности государственных инвестиций и государственных закупок, укрепления рыночных институтов", - отмечается в докладе.
В начале 2011 года на базе Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ и Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" были сформированы экспертные группы, в задачу которых входила подготовка предложений по формированию новой модели развития экономики и их широкое общественное обсуждение.
Персональный состав экспертов превысил тысячу человек. В экспертные группы были включены специалисты профильных российских вузов и НИИ, представители заинтересованных министерств и ведомств, сотрудники администрации президента и аппарата правительства РФ, руководители региональных органов исполнительной власти и зарубежные эксперты.